Кризис: проблемы и возможности
Сибирская объединенная промышленная компания не намерена замораживать свои инвестиционные проекты
Еще свежо в памяти расширенное заседание Президиума Госсовета, прошедшее 20 февраля в Иркутске. Напомним: оно было посвящено эффективности мер государственной поддержки реального сектора экономики. Президент Дмитрий Медведев, открывая заседание, выразил уверенность в наличии этой поддержки как таковой, а на встрече с Игорем Есиповским, губернатором Иркутской области, еще раз обратил внимание на необходимость принятия соответствующих мер, которые смогли бы поддержать реальный сектор экономики в период кризиса.
Одна из самых реальных отраслей экономики – это строительство. Еще более реальная – это производство стройматериалов. Сегодня представители этих отраслей ждут поддержки от региональной власти. Владимир Григорьев – генеральный директор Сибирской объединенной промышленной компании, и Михаил Барлуков, генеральный директор Восточно-Сибирского завода ЖБК.
ДОСЬЕ
Сибирская объединенная промышленная компания – управляющая компания, которая объединила ряд региональных компаний строительной отрасли, в том числе Восточно-Сибирский завод ЖБК, ООО «Сибирские терема», инвестиционную компанию «Запад», ООО «Роспроект».
Восточно-Сибирский завод ЖБК – второе по значимости и по вкладу в бюджет предприятие Шелехова, лидер регионального производства сборного железобетона. Предприятие имеет более чем полувековой опыт работы на строительном рынке Сибири. В 2008 году завод стал первым в рейтинге областных предприятий в группе «Строительный комплекс».
Разумная самодостаточность
Восточно-Сибирский завод ЖБК – явление уникальное не только для строительного рынка Иркутской области, но, возможно, и для всей Сибири. Большинство предприятий этого сектора закрылись еще в 1990-е годы. Шелеховцы продержались чуть дольше, но в 2002-м году, когда сюда пришла новая команда управленцев во главе с Владимиром Григорьевым, завод представлял собой печальное зрелище: объемы производства приблизились к нулю, помещения были сданы под склады и автосервисы.
Главной стратегической целью менеджмента стало создание многопрофильного эффективно работающего предприятия – лидера растущего строительного рынка.
Одной из приоритетных задач было увеличение объемов выпускаемой продукции – как на основном производстве, так и на новых направлениях. Одновременно была проведена модернизация устаревших мощностей, а также выполнен серьезный объем работ по ремонту и приведению в порядок огромного заводского хозяйства.
Уже к концу 2002 года был введен в эксплуатацию карьер по добыче песчано-гравийной смеси, произведено 16 блок-секций серии сейсмостойкого жилищного домостроения 1.120, запущено производство для выпуска клееного бруса.
В 2003 году начали производство светопрозрачных конструкций; в производственный портфель завода вошли также необходимые в строительстве композитные материалы – перлит и цеолит.
Сегодня, весной кризисного 2009 года, на заводе готовится пуск новой линии по производству облицовочного гиперпрессованного кирпича. Монтаж последних узлов современного испанского оборудования запланирован на конец апреля. Гиперпрессованный кирпич – принципиально новый для нашего региона продукт, элитный и долговечный стройматериал, сочетающий высокие эксплуатационные качества и современный внешний вид.
Кроме того, в ближайших планах – запуск оборудования для производства минеральной плиты – утеплителя, аналога широко известного строителям изовера.
Успешно развивается один из многочисленных проектов Сибирской объединенной промышленной компании – «Сибирские терема». Это предприятие специализируется на производстве изделий из клееного бруса и малоэтажном строительстве. «Сибирские терема» – одно из первых предприятий такого профиля в стране. Продукция из клееного бруса продается по всей России – в Москве, Санкт-Петербуре, Туапсе, Перми, Сочи, Саратове, Владивостоке…
На стадии переговоров о приобретении оборудования находится сейчас еще один проект СОПК – производство комплектов малоэтажных домов по каркасно-панельной технологии.
ДОСЬЕ: Владимир Григорьев родился 25 апреля 1971 года в Черемхово. Окончил Иркутский институт народного хозяйства (ныне БГУЭП), факультет экономики и управления в отраслях горной промышленности. После окончания работал на руководящих должностях в ряде коммерческих структур, с 2002 года – на заводе ЖБК.
– Мы производим практически все, что необходимо для строительства. Разве что металлопрокат пока не делаем, – рассказывает генеральный директор Сибирской объединенной промышленной компании Владимир Григорьев. – Последние годы на самом высоком уровне шла речь о том, что Иркутская область будет строиться, но в регионе нет своих материалов. И мы развивались именно в этом направлении, создавали базу для нормальной работы строительной отрасли. У нас для этого были все возможности. Региональный строительный рынок – это огромный потенциал и реальные потребности, мы понимали, что объемы строительства будут расти, и разрабатывали стратегию развития предприятия сообразно стратегии развития области.
Как попасть в программу?
В течение нескольких лет компания инвестировала деньги в наращивание объемов производства, тем самым развивая строительство в регионе, но сейчас, в период кризиса, отрасли не обойтись без помощи области.
– Помощь реальному сектору экономики сегодня – самое важное, об этом говорится со всех высоких трибун, на самом высоком уровне – и президент России Дмитрий Медведев говорил об этом на заседании Госсовета в Иркутске. Внимание руководителей региона к предприятию много значит, – продолжает Владимир Григорьев. – Вернемся к тому же визиту Дмитрия Медведева на наш авиазавод. Для мировой общественности это сигнал: государство заинтересовано в развитии этой отрасли, поддержит ее в случае возникновения каких-то проблем. Поэтому не стоит умалять значение внимания госструктур к тому или иному предприятию… На прямую финансовую помощь мы, конечно, не рассчитываем. Я считаю: помогать надо тем, кто сам ищет пути выхода из кризиса. В нашей ситуации самой важной помощью было бы получение госзаказов – в первую очередь для того, чтобы загрузить производство. Такая помощь вернулась бы реальными объемами производства, налогами, сохранением рабочих мест.
Взять, к примеру, проект «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья». Фактически он должен помочь компаниям-застройщикам закончить начатые объекты, находящиеся в высокой степени готовности. Та же история с другими программами – например, с федеральными целевыми программами «Жилище», «Развитие АПК», где работает направление «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе». Мы готовы принимать участие во всех программах, но слишком жесткие условия не позволяют это сделать. Считаю, здесь должна быть заложена определенная гибкость, желание все-таки найти общее решение, иначе хорошее дело не даст результатов. В январе мы передали письмо губернатору, где все это изложили.
В частности, мы написали: «Наше предприятие продолжает реализацию начатых в 2008 г. инвестиционных проектов по строительству кирпичного завода и строительству завода для производства комплектов домов по каркасно-панельной технологии и из клееного бруса… Нашей проектно-конструкторской группой разработаны типовые проекты домов из клееного бруса для сельской местности и малоэтажной застройки городских поселений, себестоимость одного квадратного метра жилой площади которых не превышает 25 000 рублей, с возможностью полноценного проживания и эксплуатации. С этим продуктом, а также сейсмостойкими многоэтажными домами серии 1.120 мы готовы к полноценному сотрудничеству… в реализации федеральных и областных целевых программ».
Сегодня мы получаем реальную поддержку и понимание со стороны банков. Они, давно зная наше предприятие, идут навстречу – кредитуют, предоставляют гибкие сроки погашения. Это, безусловно, не может не радовать, но сегодня мы хотим только одного – работать.
Особенности строительного рынка
Основа СОПК – Восточно-Сибирский завод ЖБК. Как обстоят дела на комбинате? Об этом говорит генеральный директор Восточно-Сибирского завода ЖБК Михаил Барлуков.
– Как и всем строителям, нам сегодня непросто. С одной стороны, возможности нашего предприятия огромные. В год мы легко можем строить 150 тысяч квадратных метров каркасного домостроения только одной серии 1.120 плюс строительство с применением других технологий. Уверен, что до 300 тысяч квадратных метров жилья в год строить нам вполне по силам. А ведь 300 тысяч квадратных метров – это почти третья часть объема строительства, запланированного в 2008 году на всю область. Добавьте к этому еще две тысячи наименований железобетонных изделий для строителей области.
С другой стороны – для того, чтобы сохранять рабочие места (а численность работающих в 2008 году превышала 1000 человек), содержать заводское хозяйство площадью более 30 гектаров в порядке, нам нужны соответствующие объемы производства. Мы – самый крупный домостроительный завод в регионе. Уверенно держим первые места в рейтинге областных предприятий строительной отрасли, инвестируем средства в развитие, в производство качественных строительных материалов. Мы планировали свое развитие таким образом, чтобы быть максимально востребованными – обеспечиваем себя стройматериалами, проектируем, строим. В свое время озвучивались крупные амбициозные проекты по застройке городских территорий, например, района Чертугеевского залива. Мы ходили по кабинетам, приносили расчеты. Более того, предлагали зайти на площадку и начать строительство микрорайона на свои деньги! Представляете, мы готовы были начать строить, а деньги получить потом! Кто еще предлагал такие условия?
– Хотелось бы привлечь внимание к монолитному строительству. Монолит монолиту рознь. Сегодня специалистов тревожит качество монолитного строительства, ведь технология производства такого привычного всем продукта, как бетон, имеет массу тонкостей, – рассказывает генеральный директор Восточно-Сибирского ЖБК Михаил Барлуков. – Наш железобетон производится в заводских условиях, каждая партия проходит лабораторную проверку. Поэтому мы уверены в своем продукте. Кстати, в европейских странах с холодным климатом доля сборного бетона в строительстве значительно превышает долю монолитного.
Простота технологии и низкая стоимость простых бетонных установок породили высокую конкуренцию на рынке бетона, и это замечательно! Однако надо понимать: одно дело, если человек строит себе гараж или даже дом, другое дело – многоэтажная застройка. Риски и ответственность несоизмеримы.
Наш завод строился и работал в те времена, когда действовали жесткие ГОСТы, и их нарушение считалось серьезным должностным преступлением. А сейчас? Несмотря на огромное количество проверяющих и контролирующих организаций, никто, кроме непосредственного покупателя, не заинтересован в качестве стройматериалов, вот что печально!
Особенности реализации отдельного инвестпроекта
«Несмотря на сложный период кризиса, мы не вправе отказываться от стратегических проектов, нацеленных на повышение конкурентоспособности российской экономики, направленных, в конечном счете, на преодоление кризиса, на рост национального богатства, на рост доходов наших граждан. Это все равно остается нашей с вами главной приоритетной задачей на годы вперед…» (из выступления Дмитрия Медведева, президента РФ, на расширенном заседании Госсовета в Иркутске).
На уровне президента России, правительства страны и правительства региона неоднократно говорилось о поддержке инвестиционных проектов, особенно в сфере строительства. У СОПК таких проектов два: производство облицовочного гиперпрессованного кирпича и организация полного цикла глубокой переработки древесины от заготовки леса до сдачи малоэтажного жилья. Как продвигаются эти проекты?
– Кирпичный завод мы запустим в ближайшее время, – говорит Владимир Григорьев. – Как бы ни было сложно, мы считаем, что откладывать этот проект нельзя. Со вторым проектом – глубокой переработкой древесины – дело пока обстоит сложнее. Клееный брус мы производим уже несколько лет, но сырье для него закупаем. Понятно, что это ограничивает нашу эффективность: мы зависим от поставщиков и по срокам, и по цене. Чтобы снизить себестоимость товара, мы решили провести вертикальную интеграцию – самим заняться заготовкой сырья для производства бруса.
Теперь мы все, от заготовки леса до обработки, делаем самостоятельно на собственном оборудовании. Эта наша идея нашла понимание областных властей. Еще при прежнем губернаторе был запланирован ряд мер для поддержки предпринимательства. В частности, было принято решение о выделении Лесного фонда под инвестиционные проекты, связанные с лесопереработкой. Мы подали заявку, где подробно описали проект и наши возможности, и получили право на несколько делян в Осинском районе. В этот проект мы уже инвестировали свои средства и построили производственный комплекс в поселке Бильчир. Однако перемены в областной администрации затормозили реализацию проекта. Правда, сразу после визита Медведева, после совещания Госсовета, в Бильчир приезжала комиссия из правительства области, смотрела, как у нас обстоят дела. Это внимание вселило в нас надежду. Но пока никаких конкретных решений нет. А ведь если бы мы открыли базу в Бильчире в прошлом году, в этом году область получила бы 50 миллионов налоговых отчислений. Плюс рабочие места в Осинском районе. Плюс недорогие и качественные дома. Но, к сожалению, приоритет пока остается за теми арендаторами, которые просто рубят лес.
На прошлой неделе в правительстве области на одном из совещаний губернатор Игорь Есиповский сказал: «Предприятия, которые мы стимулируем к развитию, предприятия, которые должны развиваться, находятся в ущербном состоянии по отношению к этим «левым», я не побоюсь этого слова, фирмам» (совещание в правительстве Иркутской области 13 марта 2009 г., посвященное инвестиционным проектам и лесопереработке). Очень своевременное, важное для нас и всего региона внимание власти к проблемам лесопользования. Это и есть та помощь, которую мы ждем.
Обратной дороги нет
Большинство строительных объектов области сегодня «заморожено». Фирмы рассчитывают пережить кризис «малой кровью», а потом, когда все утрясется, продолжить работу.
– Обратной дороги нет, – говорит Владимир Григорьев. – У нас работают люди, преданные своему делу, настоящие профессионалы. Остановить производство, значит подвести тех, кто нам доверяет. На нашем производстве – и на серии 1.120, и на клееном брусе, и на строительных площадках компании – работают не приезжие, а наши земляки – жители Шелехова и Иркутска. Гастарбайтеров мы не привлекаем. Тем важнее нам сохранить имеющиеся рабочие места.
Социальная ответственность бизнеса для Сибирской объединенной промышленной компании – не просто некий популярный и модный термин. Это часть работы холдинга и даже жизненное кредо. Владимир Григорьев не любит много говорить на эту тему, хотя рассказать есть о чем: это не только поддержка своих работников, но и помощь Шелеховскому детскому дому, участие в проекте дистанционного обучения инвалидов. Осенью 2008 года был учрежден благотворительный фонд «Наши дети» для того, чтобы системно, постоянно и осмысленно помогать тем, кто особенно нуждается в помощи, – детям. У фонда разработана программа мероприятий, есть постоянный, хоть и не очень большой бюджет. Много ли компаний сегодня, в период кризиса, длительность которого никто не берется прогнозировать, развивают, а не сворачивают подобные социальные программы?
Снижение стоимости жилья, нежелание гнаться за суперприбылями – это, между прочим, тоже социальный проект. А также стратегический: ведь комфортное и недорогое жилье – это серьезная составляющая решения демографического вопроса и проблемы сохранения трудовых ресурсов в регионе.
На правах рекламы
СПРАВКА
Технология возведения, технологическое оборудование и оснастка серии 1.120 были закуплены в Югославии в рамках серьезного инвестиционного проекта по модернизации заводского оборудования. Основной особенностью серии 1.120 является относительно небольшое количество изготовленных в заводских условиях элементов, из которых можно смонтировать конструкцию, различную по высоте и назначению. Из сборных элементов собирается каркас с очень большой надежностью и устойчивостью. Железобетонные элементы каркаса будущего здания производятся в заводских условиях, а затем по определенной технологии монтируются на стройплощадке. Высокопрочные арматурные канаты натягиваются в определенных плоскостях и заменяют собой сварку. Эта система имеет повышенную ценность для сейсмостойкого строительства. Достоинствами серии 1.120 являются надежность и безопасность конструкций, простота и скорость сборки, достаточно свободное планирование квартир.
Главное преимущество строительства из железобетонных конструкций – сокращение времени работы на стройплощадке, что особенно важно в условиях короткого строительного сезона.
Серия производится с 1994 года, является лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» и отлично себя зарекомендовала в климатических и сейсмически рискованных условиях Сибири.
За последние шесть лет из конструкций серии 1.120 силами предприятий, входящих в Сибирскую объединенную промышленную компанию, построено 65 жилых домов в Шелехове и Иркутске.