20.03.2009 13:00
Рубрики
Власть
Теги
20.03.2009 13:00

Конституционный компромисс

Депутаты одобрили проект Устава Иркутской области

В среду на мартовской сессии Законодательного Собрания депутаты приняли в первом чтении Устав объединенной Иркутской области. В этом документе прописаны основные принципы организации исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в регионе. Все фракции парламента сказали нормативному акту «да». Таким образом, можно предположить, что в окончательном виде он будет принят на апрельской или, в крайнем случае, на майской сессии ЗС.

До сих пор Иркутская область, а после объединения и Усть-Ордынский Бурятский округ живут по Уставу 1995 года. Именно тогда наш регион одним из первых в новейшей истории России обзавелся собственной Конституцией. Необходимость принятия новой возникла в связи с объединением области и округа. Если на карте появился новый субъект РФ, то у него должен быть новый Устав.

Основным разработчиком проекта Устава был Институт законодательства и правовой информации Иркутской области. В ноябре прошлого года для доработки документа была создана рабочая группа, в которую вошли на паритетных началах министры областного правительства и депутаты Законодательного Собрания. Даже руководство было двойным. С одной стороны – заместитель губернатора Юрий Гуртовой, с другой – вице-спикер Геннадий Истомин.

Именно этот паритет исполнительной и законодательной власти необходимо было сохранить и, что самое главное, нормативно зафиксировать в новом документе. Если вынести за скобки юридические тонкости, то, по сути, принятие Устава – это подтверждение политической зрелости двух ветвей власти. И, возможно, впервые в истории Приангарья эти власти продемонстрировали способность к конструктивному диалогу и взаимное уважение.

Представляя проект Устава на сессии, директор Института законодательства и правовой информации Виктор Игнатенко отметил, «что документ сохранил преемственность» и в окончательном виде имеет шесть разделов, 23 главы и 98 статей. Он несколько объемней прошлой региональной Конституции, но далеко не самый большой среди аналогичных российских документов.

Третий раздел Устава посвящен основам организации государственной власти в Иркутской области – он является самым большим из шести. В документе прописано, что правительство – высший исполнительный орган власти региона, а губернатор одновременно является и председателем правительства.

– На сегодняшний день это оптимальная форма организации на уровне региона, – отметил Виктор Игнатенко. – Совмещение губернатором обеих должностей – положительный момент, потому что мы в начале пути.

Собственно, такой принцип организации исполнительной власти депутаты и не ставили под сомнение. Фактически правительство было создано в Иркутской области еще осенью, теперь эта норма просто будет закреплена в Уставе.

Все несколько месяцев работы над проектом Устава открытым оставался вопрос: будет ли губернатор согласовывать с депутатским корпусом кандидатуры министров? Если уж не всех членов кабинета, то хотя бы первых заместителей председателя правительства, которых на сегодняшний день двое. Несколько раз рассмотрение вопроса переносилось на заседаниях рабочей группы практически под одним предлогом: «Фракции еще не вынесли свои решения». К компромиссу пришли на последнем собрании. Депутаты будут согласовывать кандидатуру первого зама.

Воодушевившись результатом, некоторые парламентарии прямо на сессии ЗС потребовали прописать в Уставе и процедуру вынесения недоверия правительству области. Уже после принятия документа Людмила Берлина напомнила, что, согласно федеральному законодательству, процедура согласования автоматически подразумевает и возможность высказывать недоверие тому или иному чиновнику. Но при этом особо отметила: «По цвету глаз никто выражать недоверия не будет», таким образом, дав понять, что этот механизм – не инструмент войны, а принцип цивилизованного диалога министров и депутатов.

Тут же на сессии ушел в историю и еще один фактор раздражения между правительством и депутатским корпусом. В проекте Устава было прописано, что Контрольно-счетная палата является инструментом финансового контроля Законодательного Собрания, но кандидатуру ее председателя вносит губернатор. Парламентарии возражали против такой схемы. Людмила Берлина сказала, что «губернатор готов воспринять ту модель, которая действует сейчас», то есть, палату полностью формирует ЗС. На что депутат Александр Битаров резонно сказал, что если нет разногласий, почему бы эту норму не убрать из Устава, не дожидаясь второго чтения. И тут спикер изящно продемонстрировала последний козырь, сообщив, что некоторое время назад у нее состоялся телефонный разговор с губернатором, и он не против такого развития событий. Двумя минутами позже депутаты единогласно проголосовали за исключение данной нормы из Устава, а следом одобрили и его принятие в первом чтении.

Комментируя позже новую региональную Конституцию, Людмила Берлина отметила, что практически документ осталось доработать только с точки зрения юридической техники. Концептуально Устав одобрен, все основные согласования завершены.