27.03.2009 13:00
Рубрики
Культура
Теги
27.03.2009 13:00

Ткацкий станок из старого дома

Помог возродить в Тайтурке традицию бранного шитья

В Центре славянской культуры поселка Тайтурка освоили новое народное ремесло – бранное ткачество. На старинном станке, случайно обнаруженном в пущенном на слом доме, местные мастерицы ткут удивительные узоры.

 

Встречают, как известно, по одежке… Рассматривая старинную праздничную русскую одежду, не перестаешь удивляться необыкновенной гармонии этих вещей. «Вот мастерицы когда-то были, разве сегодня кто-то может сотворить подобную красоту?» – такие мысли, уверена, приходили многим. Могут: это доказали в Центре славянской культуры поселка Тайтурка Усольского района.

Несколько лет назад Елена Ефимова, сегодня заведующая сектором по развитию народных промыслов и ремесел, даже не мечтала сидеть за ткацким станком, сделанным в начале прошлого века.

– В Центре я работаю три года. По специальности воспитатель, окончила Ангарское педагогическое училище, – рассказывает Елена. – Мне всегда нравилось шить и вышивать, однажды даже мои вышитые салфетки попали на районную выставку. После этого меня пригласили в Центр славянской культуры.

Елена Ефимова занялась возрождением народных традиций. Вместе с ребятишками, обучающимися в Центре, она искала у старожилов Тайтурки и близлежащих поселков старинную посуду, одежду, домашнюю утварь. Конечно, попадалось много вышивки, фрагментов народного костюма.

– Прошлым летом в Центр пришел Виктор Павленко и рассказал, что, когда стал разбирать старый дом своей матери, нашел на чердаке ткацкий станок. По его словам, женщина когда-то была известной мастерицей, всю семью обшивала-обвязывала. Поехали мы с ним, и правда: стоит станок, все аккуратно подвязано, собрано. 

В старые времена в деревнях самодельные ткацкие станки весной убирали, а осенью доставали и долгими зимними вечерами ткали холсты и бранные украшения для одежды.

– Знаете, как я жалела, что раньше мы этот станок не нашли, что сама я с мастерицей не познакомилась, не успела у нее обучение пройти? Очень трудно было сообразить, как на него основу намотать. На станке дощечка была привязана с инициалами «Н.А.Г.» и датой: «26 год, июль, 14 дня».

Пришлось Елене заняться самообразованием: читать специальную литературу, ездить в Иркутск, в Областной центр народного творчества.

– Чем ближе я знакомилась с историей русского народного костюма, тем больше проникалась интересом к секретам его изготовления. Излюбленным сочетанием цветов у наших предков было красное и черное на белом фоне. Черное – это земля, красное – солнце, ну а белое – символ чистоты. Стежок за стежком по ячейкам ткани, словно по канве, создавали вышивальщицы силуэт рисунка. Чаще всего они пользовались старыми образцами, сохраняя основу древних узоров. Внутри обводка заполнялась клетками, в них в шахматном порядке ставили прямые кресты – символы огня и солнца. Позднее стали вышивать «набором», в котором квадратики, прямоугольники, треугольники образуют длинные орнаментальные цепочки. Для украшения открытых частей рубахи – ворота, рукавов, подола – использовалось бранное, или красное, ткачество.

Тут же Елена садится за старинный станок и показывает нам свое искусство. Под ее умелыми руками сплетаются змейкой удивительные узоры.

– Я соткала себе крестьянский наряд, – продолжает она. – Смотрите, красиво получилось, правда?

Сегодня в Центре славянской культуры 12 девочек перенимают мастерство у Елены Ефимовой. Худенькие детские пальцы старательно натягивают на станке нитку, выводят узор. И оживает старинное искусство.