27.03.2009 13:00
Рубрики
Власть
Теги
27.03.2009 13:00

Единый выборный формат

Облизбирком предложил поправить закон о местных выборах

В конце января Государственная дума РФ отменила институт избирательного залога на выборах всех уровней. А это значит, что выборы в органы местного самоуправления Приангарья, намеченные на 11 октября, должны пройти уже по новым правилам. Для этого избирательная комиссия Иркутской области предлагает внести ряд изменений в региональный закон – на прошлой неделе они были одобрены на заседании облизбиркома и в пятницу направлены в Законодательное Собрание. Подробнее об этой инициативе газете «Областная» рассказала председатель комиссии Людмила Шавенкова.

Минус залог – плюс пять дней для подачи документов

Главным стимулом для ревизии Закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» была необходимость привести его в соответствие с новой редакцией Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Ушел в прош-

лое избирательный залог, а следовательно, должны утратить силу нормы областного закона, определяющие его величину, порядок внесения и возврата.

Кроме того, ряд поправок призван избавить областной закон от неточностей и недостатков, выявленных практикой. В частности, облизбирком предлагает законодателям установить новые временные рамки для выдвижения кандидатов. Этот процесс, по мнению членов комиссии, должен завершаться за 45 дней до дня голосования, а не за 40, как сейчас. Дело в том, что этот срок совпадает с периодом, установленным для предоставления кандидатами документов для регистрации. Окончание обеих процедур в один день порождает чрезмерную нагрузку на избиркомы. Более того, в спешке участники выборов зачастую совершают ошибки в оформлении документации.

– Практика также показала, что некоторые претенденты на выборные должности, особенно на поселенческом уровне, не всегда понимают, что последний день выдвижения фактически не является крайним сроком для сдачи документов на регистрацию. Самовыдвиженцам, например, необходимо еще избирательный счет открыть, чтобы на момент регистрации представить первый финансовый отчет. В один день все это сделать просто нереально, – отметила Людмила Шавенкова. – Поэтому мы хотим развести сроки двух избирательных процедур, тем более что их окончание в разные дни предусмотрено для федеральных и региональных выборов.

Больше времени для проверки подписей

Еще одним новшеством может стать изменение срока поверки подписей избирателей, которые кандидаты предоставляют в свою поддержку. Облизбирком предлагает его увеличить с семи до десяти дней.

– Мы считаем, что недели для проведения такой работы недостаточно с учетом того, что сроки кампаний при определенных обстоятельствах могут быть сокращены на треть, а кандидат должен быть предупрежден о наличии оснований для отказа ему в регистрации минимум за два дня до принятия решения, – говорит Людмила Шавенкова. – Фактически на проверку остается один-два дня. И качественно ее выполнить за это время очень сложно. Еще нужно взять во внимание тот факт, что из-за отмены залога значительно возрастет количество кандидатов, предоставляющих подписи в свою поддержку, соответственно, нагрузка на избиркомы увеличится в разы.

Финансовые новеллы

Следующее предложение облизбиркома – изменить порядок определения предельного размера избирательного фонда кандидата. Главная цель инициативы – упрощение процедуры. Сейчас действует сложная схема формирования фонда, с многочисленными повышающими коэффициентами. Для каждого муниципального образования предельный размер рассчитывается индивидуально. Например, сумма фонда для кандидата в главы МО составляет 600 тыс. рублей, если в МО зарегистрировано не более 20 тыс. избирателей. При проведении выборов депутатов она уменьшается вдвое. Но при этом если в МО нет телевидения или печатного издания, размер фонда увеличивается в 1,2 раза. Если же МО относится к разряду сельских – повышается еще в 1,2 раза. Учитывается и уровень инфляции.

– Подобный механизм причиняет серьезные неудобства, – подчеркнула Людмила Шавенкова. – На практике уже были определенные разночтения в суммах, рассчитанных комиссиями и кандидатами, что даже привело к судебным разбирательствам. Поэтому мы предлагаем упростить формирование фонда и рассчитывать его размер в строго фиксированных суммах, кратных 100, в зависимости от числа избирателей: для главы – от 500 тысяч до 2,5 миллиона рублей, для депутатов – от 250 тысяч до 1,25 миллиона.

Стоит отметить, что такое нововведение не скажется на реальной величине избирательных фондов – их размер сохранится на уровне, складывающемся при сегодняшнем порядке расчета. Раз в несколько лет суммы будут меняться с учетом инфляции путем внесения поправок в закон о муниципальных выборах.

Комментируя инициативу комиссии, политолог Юрий Пронин заметил, что в ряде стран вообще нет ограничений по объему избирательных фондов кандидатов. По мнению эксперта, участники выборов все равно расходуют столько денег, сколько им требуется для проведения кампании, несмотря на установленные законом лимиты.

Облизбирком также предлагает освободить баллотирующихся от обязанности предоставлять второй финансовый отчет за десять дней до голосования. На сегодняшний день кандидат должен подать в комиссию три отчета.

– Практика показала, что промежуточный документ не играет сколько-нибудь значительной роли в контроле за финансированием избирательной кампании, – рассказала Людмила Шавенкова. – Более того, второй отчет не предусмотрен федеральным законодательством в качестве обязательного. Таким образом, ни практического, ни юридического смысла он не имеет.

12 часов для волеизъявления

Избирателей Приангарья напрямую касается другое изменение, предлагаемое облизбиркомом. Речь идет об установлении времени голосования с 8.00 до 20.00. Согласно действующему закону, избирательные участки на муниципальных выборах закрываются в 22.00. Людмила Шавенкова напомнила, что раньше голосование шло с 7.00 до 22.00, однако из-за совмещения выборов местной власти и депутатов Законодательного Собрания первого созыва утреннее время было изменено. Корректировка нижнего временного порога проводится для совмещения времени голосования на выборах всех уровней: местного, субъектового и федерального. При этом на участках, где зарегистрированы избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным производственным циклом, режим работы может быть изменен.

– На наш взгляд, такое ограничение периода голосования не будет ущемлять избирательные права жителей Иркутской области, – отметила Людмила Шавенкова. – Кроме того, работа участков до 22.00 раньше объяснялась строго фиксированной явкой избирателей. А поскольку не было единых дней голосования, как сегодня, в марте и октябре вечернее время устанавливалось и с учетом интересов дачников, которые не могут вернуться в город раньше. Теперь обе эти темы неактуальны.

Политологи «временную» инициативу избиркома одобряют. По мнению координатора ассоциации «Голос» в Иркутской области Алексея Петрова, на явке эта новелла никак не отразится.

– Кто не пришел на участки до восьми вечера, после точно не придет, – уверен эксперт. – Зато больше времени остается для различных манипуляций с избирательными документами.

Решение за законодателями

Предполагается, что депутаты Законодательного Собрания приступят к обсуждению предложений облизбиркома на апрельской сессии. По словам Людмилы Шавенковой, для проведения муниципальных выборов в октябре по новым правилам поправки должны быть приняты до июня. Пока законопроект направлен для рассмотрения в Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области.

– Мы выходим в региональный парламент с инициативой по совершенствованию законодательства, которая может быть доработана депутатами и дополнена предложениями партий, – заметила председатель областной комиссии. – При ревизии закона мы в первую очередь опирались на опыт территориальных избиркомов и практику проведения муниципальных кампаний.

В целом, считают политологи, поправки и изменения областного закона (а их более 30) носят технический характер и на суть избирательного процесса не повлияют.