27.03.2009 13:00
Рубрики
Власть
Теги
27.03.2009 13:00

Ирина Морохоева: Если женщина решила идти во власть, она должна быть твердой и последовательной

Мы продолжаем летопись Законодательного Собрания в серии интервью с его председателями. Однако сегодняшний материал особенный. Наша собеседница – председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области, бывший председатель Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Ирина Морохоева. Именно во время ее спикерства произошло объединение области и округа, после чего законодательная власть автономии «ушла в историю». Тем не менее окружная дума – ровесница представительной власти Иркутской области и также насчитывает четыре созыва. Поэтому сначала мы попросили Ирину Морохоеву рассказать о своих предшественниках.

– Надо признать, что первый наш председатель, Леонид Хутанов, был легендарной личностью – возглавлял Думу почти три созыва. В середине третьего срока депутатский корпус его направил сенатором в Совет Федераци. Ему оказывали доверие не только депутаты, но и все жители Усть-Орды. Леонид Александрович трижды избирался в Думу от Эхирит-Булагатского района, самого большого в округе. Да и в аппарате Думы всегда очень тепло отзывались о нем не только как о политике, но и как о прекрасном организаторе и хорошем человеке.

Алексей Хориноев просто, что называется, подставил мне плечо, когда я только делала первые шаги в должности председателя Думы. Он был депутатом предыдущих трех созывов, также работал спикером, так что опыт у него был огромный. И он не жадничал, делился им. Кроме этого, он возглавлял в четвертом созыве один из самых сложных комитетов – комитет по государственному строительству и местному самоуправлению.            

– Ирина Петровна, а как вы стали депутатом окружной Думы?    

– Я была избрана депутатом четвертого созыва, который работал с 2004 по 2007 год. Выборы были в марте 2004 года параллельно с выборами президента страны. Я была избрана депутатом по общеокружному списку от партии «Единая Россия». У нас всего 18 депутатов было. Половина одномандатники, половина избранные по спискам от партий. Несколько человек работали на постоянной основе.

– На момент выборов какой пост вы занимали?

– Я была первым заместителем главы администрации округа. Курировала финансы и экономику.

– И вы стали единственной женщиной в окружной Думе?

– К счастью, нет. Была еще Ольга Санжихаева, заместитель председателя комитета по социально-культурному законодательству. У нас вообще в Думе был хорошо представлен блок социально-культурной сферы. В него входили Андрей Верхозин, директор Олонской общеобразовательной школы, Василий Мануев, заслуженный работник образования. Это известные у нас люди, они хорошо лоббировали вопросы, касающиеся финансирования образования, продвижения каких-то программ и прочие моменты.

– И как же окружные парламентарии позволили женщине стать спикером?

– Были предложены две кандидатуры для избрания председателя – Кузьмы Алдарова и моя.

– С вашей стороны это было самовыдвижение?

– Нет, мою кандидатуру предложил Андрей Петров, депутат от Осинского избирательного округа. А Кузьма Романович был самовыдвиженцем.

– Ирина Петровна, в предложении занять пост спикера для вас был элемент неожиданности?

– Конечно. Для меня это было новое направление в профессиональной деятельности. Я знаю, что моя кандидатура была не единственная, обсуждались разные варианты, но в итоге случилось так, как случилось. На сессии было 17 депутатов, 13 проголосовали за меня. При этом варианты само-

отвода как-то даже не рассматривались.

– Мужчины отдали предпочтение женщине…

– (улыбаясь) Получается так.

– И вот идете вы по поселку, первая женщина Усть-Орды…

– Ну что вы (улыбаясь), я человек земной, прекрасно понимаю, что все в жизни приходящее и уходящее. Никогда я не ощущала себя какой-то особенной. В первую очередь должна быть работа. Если тебе доверили что-то, нужно оправдать это высокое доверие. Выиграть выборы, конечно, хорошо, но ты иди дальше и работай.

– Что на первых порах для вас было самым тяжелым в парламентской работе?

– Все было новое, за что ни возьмись. Но, с другой стороны, в этой новизне было свое очарование и определенный азарт. Кроме того, депутатский корпус того созыва был очень хорошо подготовлен к своей работе. Депутатами были избраны сильные представители не только социально-культурной сферы, но и сельского хозяйства. Такие, как Георгий Абашеев, Петр Нохоев. Были депутаты-«долгожители», которые работали в Думе всех созывов – все тот же Алексей Хориноев и Иван Иванов. За их плечами имелся большой законотворческий опыт и опыт административной работы. Вот так мы все вместе и трудились над законодательной базой округа.

Приходилось много читать, изучать процедурные моменты, которые очень важны в депутатской деятельности. Психологически необходимо было настроиться. У меня финансово-экономическое образование, а депутатская деятельность все-таки связана с публичными выступлениями, что роднит ее больше с гуманитарной сферой. Необходимо было стать более публичным человеком. Время общения с людьми выросло многократно, регулярно стали проходить приемы по личным вопросам, в каких-то конфликтных ситуациях проходилось держать ответ перед людьми.

– Какие из конфликтов запомнились больше всего?

– Несмотря ни на что, у нас в округе живет народ очень миролюбивый и гостеприимный. И если ставят какие-то вопросы остро, то в основном касающиеся социальных льгот и гарантий. К примеру, люди высказывались за сохранение «ножиковских» доплат и «коровьих» денег. Когда переходили на монетизацию льгот, это тоже болезненно воспринималось, особенно пенсионерами и инвалидами. Приходилось долго объяснять, что это не личное решение, допустим, Морохоевой, а государственная задача.

Деятельность нашего созыва совпала именно с такими большими федеральными проектами. И думаю, что мы смогли донести до населения правильность проводимой реформы.

Кроме этого, мы много работали по реализации реформы местного самоуправления. Она с двух заходов пришла в округ, поэтому здесь присутствовала некая, не скажу конфликтность, но тоже были сторонники разных направлений. Мы же хотели провести реформу в опережающем режиме, даже на год раньше, чем в Иркутской области.

Но так получилось, что эти действия были оспорены в судебном порядке.

– Выходит, что в округе считали проведение реформы огромным шагом вперед?

– Первая попытка была неудачной в процедурном плане. Вторая попытка показала, что реформа нужна селу. Именно поселенческому уровню, нашим деревням и селам, потому что хоть округ и небольшой, а глава все равно далеко. Здесь же есть свои глава и депутатский корпус. И это очень важно.

– Как вам кажется, чем-то принципиально отличается работа депутата Законодательного Собрания и Думы Усть-Ордынского округа?

– Мы себя никогда не позиционировали отдельно от Законодательного Собрания Иркутской области. В противном случае нам бы вряд ли удалось так удачно провести процесс объединения. Совместно работали с Заксобранием по инвентаризации нашей законодательной базы, проводили вместе советы законодателей, причем попеременно то в Иркутске, то в Усть-Орде. Вели широкие обсуждения самых актуальных вопросов, таких, например, как сохранение бюджетной обеспеченности жителей области и округа.

Ярых противников объединения не было. Просто люди спрашивали, каким образом все будет сохранено. Правопреемственность исполнительной и законодательной власти Иркутской области воспринималась очень положительно. Все же прекрасно понимали, что мы присоединяемся, как говорится, к «большому брату». И после объединения возможностей будет больше, как для развития округа в целом, так и для любого его жителя.

– Ирина Петровна, в какие «федеральные» двери вам доводилось стучаться как спикеру Усть-Ордынской окружной Думы?

– По статусу я входила в совет законодателей, так же, как сейчас председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина. Кроме этого, принимала участие в больших публичных слушаниях, которые проводились по линии комитета по местному само-

управлению Совета Федерации. Как раз именно там мы обсуждали проблемы объединяющихся регионов России.

В рамках взаимодействия с Государственной думой РФ мы непосредственно работали со своими депутатами от округа и с думскими комитетами. Принимали участие в общероссийских мероприятиях. Причем я старалась, чтобы каждый депутат нашей Думы поучаствовал в совещаниях, семинарах, диспутах, проводимых на федеральном уровне. Это очень важно – выходить за рамки своей каждо-

дневной деятельности и общаться с разными людьми.

И, наконец, мы в своем созыве сохранили те связи, которые были налажены нашими предшественниками. К примеру, уже была создана Ассоциация парламентов Республики Бурятия, Читы, Агинского Бурятского округа и Усть-Ордынского округа. В рамках этой деятельности мы раз в полгода собирались на территории того или иного региона и обсуждали законодательные проекты и другие актуальные вопросы. Последнее заседание проходило уже после объединения, летом 2007 года, у нас в округе, с участием депутатов ЗС. И мы приняли решение, что такая работа с учетом объединения Читы и Аги, Иркутска и Усть-Орды будет продолжена. Мы постараемся работать по направлениям, прежде всего, культуры и туризма. Все остальные вопросы обсуждаются немного в другом режиме, а эти должны получить новое развитие с учетом потенциала объединившихся регионов. Мы как раз обсуждали тему развития туризма на территории округа.

– И вы верите в его развитие в Усть-Орде?

– Я вообще верю во все лучшее и хорошее. Мы же все-таки живем в цивилизованном мире.

– Теперь, по прошествии времени, вы можете ответить, спикер – это женская профессия или все-таки не совсем?

– Депутат – профессия бесполая. Никогда нет скидки на то, мужчина ты или женщина. Но если женщина все-таки решилась прийти во власть, она должна быть твердой и обязательно последовательной. Хотя женщины на выборах в большинстве случаев отдают свои голоса в пользу мужчин, но в глубине души они все равно гордятся женщинами во власти. Неважно, какой, исполнительной или законодательной.