И все-таки она качается
Нефть Катангского района даст импульс развитию всей Иркутской области
В среду в Ербогачене, на выездном совещании областного правительства по вопросам современного состояния минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, губернатор Игорь Есиповский предложил недропользователям закончить краткую характеристику Катангского района: «Он самый большой, самый северный, труднодоступный, неразвитый и малонаселенный, самый жаркий летом и самый холодный зимой. Что еще?» «Один из самых перспективных», – прозвучал ответ. Нефтяники рапортуют, что отрасль развивается заявленными темпами и даже с некоторым опережением графиков. Подхлестывает освоение месторождений строительство магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», а тормозят – неразвитая инфраструктура и энергодефицит. Слово «кризис» прозвучало в паре докладов, да и то вскользь. «Катангский район начинает просыпаться», – резюмировал губернатор.
(Фото: Участок подготовки нефти ОАО ВЧНГ)
Задача сложная, но выполнимая
– Если посмотреть на карту Иркутской области, то южнее БАМа она испещрена указанием населенных пунктов, где есть объекты экономики, крупные и уникальные производства, – отметил в начале совещания Игорь Есиповский. – Севернее промышленная жизнь теплится только вокруг Усть-Илимска. Как когда-то средний индустриальный пояс, сегодня нужно развивать северный пояс. Рост экономики региона в средней и далекой перспективе определит освоение крупных месторождений нефти и газа. Правительство делает все возможное, чтобы снять ограничения развития добывающей промышленности, в том числе и неформальные, которые порой имеют свойство возникать на ровном месте. От бизнеса мы ждем в ответ выполнение социальных и экономических обязательств, соблюдение экологических требований.
О современном состоянии минерально-сырьевой базы углеводородного сырья доложила министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольга Гайкова:
– В 2008 году в области было добыто 451 тысяча тонн нефти, прогноз на 2009-й – 1 миллион 415,5 тысячи тонн. Разведанных на сегодняшний день запасов нефти для длительного наполнения трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) явно недостаточно. Для развития сырьевой базы нефтедобычи разработана программа геологического изучения месторождений углеводородного сырья в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия). Геологоразведочные работы в северных районах ведут 19 компаний, в том числе такие крупные, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть» и региональная «Иркутская нефтяная компания». Работы ведутся на 35 участках суммарной площадью 94,7 тысячи квадратных километров… Максимальный уровень загрузки ВСТО в объеме 80 миллионов тонн из месторождений Восточной Сибири, в том числе Иркутской области, должен быть достигнут к 2025 году. Задача для нас сложная, но выполнимая.
Можно сделать вывод, что Иркутская область обладает большим потенциалом углеводородного сырья и перспективна для освоения новых месторождений. Компании, пользующиеся недрами региона, выполняют соглашения о подготовке и разработке месторождений. Для достижения максимального эффекта необходимо интенсифицировать геологоразведочные работы, не снижать темпы и объемы финансирования.
Базовое месторождение нефти в Иркутской области – Верхнечонское в Катангском районе. Как сообщил генеральный директор ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (68% акций ВЧНГ принадлежат ТНК-ВР-Холдинг, 25% – ОАО «Роснефть») Игорь Рустамов, к активному освоению месторождения компания приступила в 2007 году – этому способствовало приближение трубопровода ВСТО к границам участка.
– За прошедшие два года была сделана огромная работа – построена необходимая инфраструктура, мобилизованы подрядчики для бурения, 15 октября прошлого года начата промышленная эксплуатация месторождения. Общий объем инвестиций на сегодняшний день составляет порядка миллиарда долларов, в 2009 году в месторождение будет вложено 11 миллионов рублей. В прошлом году мы добыли 156 тысяч тонн нефти, в этом планируем около 1 миллиона, к 2014 году должны выйти на пиковый показатель добычи в 6–7 миллионов тонн в год.
На месторождении в бассейне верхнего течения реки Чона работают 600 специалистов ВЧНГ и 2 тыс. человек из подрядных организаций. Губернатор поинтересовался у докладчика, по какой схеме уплачивается налог на доходы физических лиц.
– Мы платим здесь, на территории, – ответил Игорь Рустамов.
– А подрядные организации?
– С ними проблема, – вмешалась мэр Катангского района Галина Головченко.
– Вы проведите консультации с подрядными организациями в нужном ключе, – настоятельно попросил руководителя ВЧНГ Игорь Есиповский. – Они выполняют работы в Катангском районе, здесь получают прибыль и если при этом начинают что-то оптимизировать – я уж так деликатно об этом говорю – такого быть не должно. Я не настаиваю, чтобы они меняли свои схемы по налогообложению, но обязательно нужно сесть за стол переговоров с мэром и составить перечень работ и услуг, которыми можно было бы компенсировать району те деньги, которые он недополучил по налогам, в том числе по НДФЛ.
Попутно с газом
Месторождения Иркутской области являются комплексными – содержат нефть, газ, попутный нефтяной газ и конденсат. Как отметила Ольга Гайкова, повсеместное сжигание попутного газа факелами опасно для экологии:
– В результате сжигания образуются токсичные вещества, а выбросы ди-оксида углерода способствуют усилению парникового эффекта и соответственно глобальному потеплению. Объем попутного нефтяного газа, по оценкам специалистов, составляет порядка 70 миллиардов кубометров. Как один из вариантов решения проблемы – развитие газовой генерации в северных районах.
Тему развил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области (с четверга – заместитель председателя областного правительства) Михаил Кручинин:
– В Катангском районе всю электроэнергию вырабатывают на дизельных электростанциях, тариф для промышленных потребителей – 18,5 рубля за киловатт, что, конечно, неприемлемо, так как сильно сдерживает рост экономики. На территории успешно функционирует ряд нефтяных компаний, которые сталкиваются с проблемами утилизации попутного нефтяного газа. Так, ВЧНГ и ИНК ежегодно выбрасывают в атмосферу более 150 миллионов кубометров газа, которые могли бы пойти на генерацию электроэнергии. На сегодняшний момент ВЧНГ обладает энергоцентром мощностью 6,6 мегаватт, хотя имеет перспективы для развития собственного источника электроэнергии мощностью более 600 мегаватт. Этот источник очень хорошо вписывается в систему северного энергопояса и позволит решить проблемы замкнутой энергетической системы Якутии. На данный момент проект разрабатывается, с его реализацией мы увидим рассвет Севера, в том числе и Катангского района.
Есть и другой способ утилизации попутного нефтяного газа – обратная закачка в пласт. К таким работам приступает ООО «Иркутская нефтяная компания» (ИНК). Как сообщил председатель совета директоров Николай Буйнов, установку планируется запустить уже в этом году:
– Компрессоры на подходе в Усть-Кут. Это первый подобный проект в Иркутской области, один из первых в России. Он позволит нам исключить сжигание газа, в том числе попутного, и потушить все факела на Ярактинском месторождении.
В прошлом году ИНК извлекла почти 300 тыс. тонн нефти. К 2012 году планирует выйти на ежегодный объем 1 млн. тонн, а с учетом последних открытий (в 2008 году защищены запасы нового Западно-Аянского нефтяного месторождения, расположенного в Киренском и Усть-Кутском районах) показатель можно повысить до 3 млн. тонн. В 2009 году ИНК планирует выделить на геологоразведочные работы 1 млрд. рублей.
– Сегодня идет нефтяное обустройство наших основных добывающих месторождений: Ярактинского, Марковского, Даниловского, – доложил Николай Буйнов. – В этом году мы запускаем современную установку подготовки нефти на Ярактинском месторождении производительностью 1,4 миллиона тонн. Товарная нефть будет соответствовать по качеству нормативам для сдачи в систему ВСТО. Совместно с японскими партнерами мы получили лицензию на разработку самого северного месторождения в Катангском районе, к бурению приступаем в этом году.
На предложение губернатора сообщить о проблемах, на решение которых способны повлиять областные власти, Николай Буйнов ответил, что есть некоторая недоговоренность с ОАО «Транснефть» – собственником ВСТО:
– Нам дали врезку на восьмую НПС, это значит, что нужно 140 км почти параллельно ВСТО тащить собственную трубу. По этому вопросу есть положительные сдвижки, но если решение опять застопорится, обязательно обратимся в правительство региона.
– На днях я буду встречаться с президентом «Транснефти» Николаем Токаревым, если вы оперативно подготовите предложение, обсужу этот вопрос с ним лично.
Затраты на инфраструктуру – доходы от нее
Одну из самых острых проблем Севера – неразвитость транспортной инфраструктуры – поднял генеральный директор ООО «НафтаБурСервис» (занимается геологическим изучением месторождений углеводородного сырья в Восточной Сибири и Якутии) Сергей Белозеров:
– Сейчас у нас находятся в производстве две параметрические скважины – в Мамско-Чуйском и Катангском районах. Базовая железнодорожная станция находится в Усть-Куте, огромное количество грузов нам приходится доставлять по зимнику с ноября по апрель, либо в короткую летнюю навигацию по реке. Расстояние до скважин – 850 и 1150 км. Правительством РФ решается, по какому маршруту будет строиться автомобильная дорога «Вилюй». Пользуясь случаем, хочу заявить, что интересам отрасли отвечает вариант N 4 – по существующему федеральному зимнику, по действующим месторождениям углеводородов, в непосредственной близости от перспективных нефтегазоносных участках, месторождений угля и калийных солей.
– Эта дорога даст возможность решить 90% проблем, связанных с перевозкой пассажиров и грузов в Катангский район, – поддержала докладчика мэр Галина Головченко. – В случае если федеральная трасса будет строиться вдоль реки Лена, наша территория так и останется без дороги круглогодичного действия.
То, что трасса, призванная связать Иркутскую область и Республику Саха (Якутия), пройдет по территории Катангского района, по словам Михаила Кручинина, вопрос решенный:
– В правительстве региона состоялось совещание со всеми заинтересованными структурами, на котором были выбраны два варианта прохождения трассы – через поселок Непа, либо чуть ниже. Сейчас они переданы проектному институту для более глубоких экономических расчетов, но принципиально мы настаиваем на прохождении дороги через Непу.
При этом Михаил Кручинин призвал нефтяников, как основных заказчиков перевозок грузов речным транспортом, оказать поддержку транспортным компаниям:
– Если вы сегодня не поможете Киренской и Алексеевской РЭБ флота, переживающим стадию банкротства, завтра ваши грузы доставлять будет просто некому.
– В вопросах инфраструктуры постоянно заглядывать в карман государству неправильно, – согласился с министром Игорь Есиповский. – Будут поступать налоги в региональный бюджет, естественно, мы начнем строить дороги, прекрасно понимая, что созданная инфраструктура обратно возвращает вложенные средства в виде налогов. Вместе с компаниями нам нужно подумать, как оставить в регионе максимальное количество налоговых отчислений. Я приглашаю всех в правительство Иркутской области, все проблемы должны решаться там. Давайте думать, чем мы можем помочь друг другу.