Печали, радости и страсти
В спектакле El Camino театра Flamenco
Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова известен не только академическими постановками лучших образцов мировой драматургии. Для популяризации театрального искусства он также активно поддерживает любительские коллективы. Уже несколько лет в драмтеатре существует проект «Открытая сцена», благодаря которому любители могут показать свой спектакль с охлопковских подмостков и даже попасть в репертуар. И вот такой возможности удостоился танцевальный коллектив Flamenco под руководством Ирины Сафроновой с постановкой El Camino.
Для того чтобы добиться уровня, достойного главной сцены Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, любительскому театральному коллективу Flamenco понадобилось полтора года. Если сравнить с полутора месяцами, которые обычно отводятся на новый спектакль профессиональным режиссерам, разница внушительная. Однако Flamenco не ставит пьесы. Все свои истории он рассказывает танцем.
– Нам проще сказать языком ног, чем словами, – говорит Ирина Сафронова.
И это правда – в спектакле El Camino, что в переводе с испанского значит «дорога», главным «инструментом» актеров являются ноги, которые то притопывая задают ритм, то движутся с невероятной быстротой. И все это делается с такой синхронностью, которой, наверное, и нужно было добиваться столько времени.
На вопрос о том, каково это, танцевать жаркие испанские танцы в Сибири, Ирина Сафронова отвечает, что в ее представлении фламенко – это не танец:
– Я всегда говорю, что фламенко – это просто очень сильная эмоция. Любая сильная эмоция может называться фламенко. Фламенко – это, например, Владимир Высоцкий или Николай Караченцов. Поэтому совершенно не имеет значения, кто этим занят – испанец, китаец, русский или японец. Главное – он должен хотеть этим заниматься, чувствовать эту силу и быть готовым ее отдавать, выражать, показывать.
Театр Flamenco в спектакле El Camino предлагает иркутскому зрителю увидеть путь, который скрывает в себе три сильные эмоции – радость, печаль и страсть. Поэтому действо делится на три части, решенные в соответствующих цветах: белом, черном и красном.
– Радость жизни – весна, цветение, общение, встречи. Все, что с этим связано, мы разными музыкальными направлениями во фламенко попытались донести до зрителя. И подчеркиваем светлыми тонами в костюмах, – рассказывает Ирина Сафронова. – Черная часть, на мой взгляд, самая сильная. Лично мне она ближе, понятнее, потому что для меня трагедия интереснее, чем веселье и радость. Я иду по жизни через переживание страсти, боли, и это во мне вызывает гораздо большее желание жить, чем какие-то веселые песни. Эта часть завершается молитвой во спасение души. Красная часть – это, естественно, страсть, то, что связано с сексом, мощными импульсами в человеке.
Части отделены друг от друга живой музыкой и испанскими песнями, что является еще одной важной деталью в классическом фламенко. На сцену выходят пять музыкантов, среди которых известный гитарист Александр Сага, чья мастерская игра в испанском стиле служит отличным фоном для великолепного голоса Ольги Сафроновой.
И все же довольно странно наблюдать музыкально-танцевальный спектакль на сцене драмтеатра. Но его главный режиссер и художественный руководитель Геннадий Шапошников не видит здесь противоречия.
– Фламенко ближе к театру, потому что фламенко – это не столько хореография, сколько способ существования и мышления, – говорит он. – Фламенко – это выход свободы. Мне кажется, что во время этого танца происходит какое-то открытие человека. И в этой связи я называю фламенко философией.
Ближайшие показы спектакля El Camino пройдут на сцене Иркутского драмтеатра 4 и 5 апреля.
Фламенко (исп. flamenco) – традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Испании. Он имеет более 50 разновидностей. Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике, иногда – кастаньетами.