06.04.2009 12:00
Теги
06.04.2009 12:00

Таблетка от кризиса

Продолжится ли рост цен на лекарства?

За январь-февраль этого года лекарства в аптеках Иркутской области подорожали на 5–22%. Сказалась зависимость нашего рынка от импорта: резкий рост курса доллара и евро привел к скачку цен у производителей и дистрибьюторов, а вслед за ними поменялись ценники и на розничных полках. Как считают специалисты, основное повышение цен уже произошло. Хотя сами продавцы пока прогнозов не дают.

Затратное здоровье

Конечно, таблетки и пилюли – далеко не единственное, что подорожало под давлением кризиса. По данным агентства лекарственного обеспечения Иркутской области, цены в аптеках региона с начала года выросли на 5–20%. За весь 2008 год они поднялись на 5%. Как считает временно замещающий должность руководителя агентства Иван Стефаненко, по сравнению с продуктами, которые подорожали в пределах 25%, да и по отношению к другим субъектам РФ (в некоторых рост цен достиг 30%), это не самый плохой показатель.

На нашем рынке, говорит Иван Стефаненко, продается порядка 17 тыс. лекарственных средств. И не менее 70% из них произведены за рубежом, а те, что выпущены в России, основаны на импортных субстанциях. Снижение курса рубля привело к повышению закупочных и, соответственно, розничных цен. Особенно подорожали препараты, производители которых являются монополистами в своей сфере. 

Однако изменение валютного курса – не единственная причина проблем на фармацевтическом рынке, уверен заместитель председателя комитета по охране здоровья Государственной думы РФ Сергей Колесников. Один из важнейших факторов – резкое подорожание кредитов для предприятий. Так, к концу прошлого года процентные ставки по кредитам в валюте выросли с 9 до 19% годовых, в рублях – с 11–13% до 25%. Понятно, что эти затраты производитель закладывает в стоимость лекарств.

Еще одна причина роста цен, говорит Сергей Колесников, заключается в сокращении количества закупаемых препаратов:

– По экспертным данным, в настоящее время резко снизилось количество запросов на ввоз препаратов в Россию. Отечественные дистрибьюторы стали меньше приобретать лекарств, а, как известно, чем меньше покупаешь товара, тем выше его цена. Снижение спроса, в свою очередь, приводит к тому, что мощности производств загружены не полностью. А это отражается на ассортименте. Некоторые препараты будет невыгодно завозить и даже производить.

Выходом стала бы замена зарубежных лекарственных средств на отечественные аналоги. Но пока подобное в России невозможно.

– Считается, что для нормальной обеспеченности больных лекарствами вполне достаточно около 400 жизненно важных препаратов. При этом страна должна выпускать сама не менее половины из них. У нас, к сожалению, производится только 15–19% жизненно важных препаратов. Поэтому сейчас заменить зарубежные препараты отечественными аналогами невозможно. Да, в Минпромторге разработана Концепция развития отечественной фармацевтики, где говорится и о замещении импортных препаратов. Но пока реальных шагов в этом направлении не сделано. Деньги в создание новых производств не вкладываются, патенты не приобретаются, кредитные ставки для существующих фармпредприятий не субсидируются, – констатирует Сергей Колесников.

И делает вывод: если государство не будет помогать фармацевтическому рынку, то цены продолжат расти, хотя, безусловно, такого существенного увеличения уже не будет.

– Надо создавать антикризисную группу по лекарствам, в которую бы входили и Минздрав, и Минпромторг, и Антимонопольная служба РФ. Вносить изменения в бюджетное, налоговое законодательство, – считает депутат Госдумы.

По сообщению пресс-службы Правительства РФ, кабинет министров в настоящее время обсуждает возможность введения обязательной регистрации предельных цен на российские и импортные лекарства, в частности на социально необходимые препараты.

Можно ли сделать цены ниже?

– Регулировать ценообразование в регионе мы можем одним способом – устанавливая предельный уровень торговой надбавки, – говорит Иван Стефаненко. – Соответствующий приказ службы по тарифам области действует уже давно. Мы дифференцируем торговую надбавку в зависимости от категории лекарств – относятся ли они к общим препаратам или жизненно необходимым – и их цены. На так называемые общие лекарства стоимостью до 200 рублей размер торговой надбавки установлен в пределах 40%. Для лекарств дороже 200 рублей надбавка составляет 20%. Для жизненно необходимых лекарств максимально допустимая надбавка ниже. Так, важнейшие лекарства стоимостью до 200 рублей могут продаваться с надбавкой не более 35%, свыше 200 рублей – не более 15%. То есть чем дороже препарат, тем ниже уровень возможной торговой надбавки. Это сделано с тем чтобы и цена была доступна для населения, а аптека могла получать доход. Кроме того, это стимулирует аптеки приобретать и продавать больше отечественных лекарств, ведь они дешевле, а значит, к ним можно применить более выгодную надбавку.

Агентство проводит постоянный контроль аптек – не выходят ли они за установленные ценовые рамки, и пока, отметил Иван Стефаненко, ни одного случая завышения надбавок не было. Более того, большинство аптек применяют надбавки даже ниже предельно утвержденных. Как объясняет руководитель, конкуренция не позволяет продавцам поднимать цены. Однако понижать пределы торговых надбавок сейчас, считает он, невозможно и нецелесообразно.

– Если, к примеру, на хлеб Минсельхоз понижает торговые надбавки, так он гарантирует производителям этого хлеба фиксированные низкие цены на зерно, компенсирует им издержки. К рынку лекарств такой механизм неприменим. Кроме того, большая часть препаратов – импортные. И подорожание именно этих лекарств сказывается на общих показателях роста цен.

Регулирование торговых надбавок обозначено в Плане антикризисных мер Правительства РФ, где учтены практически все предложения Госдумы. Но просто фиксировать цены производителя лекарств сейчас рискованно, считает Сергей Колесников. Это создаст невыгодные условия для отечественных компаний, бюрократические барьеры. А это при нынешнем повышении затрат и росте курса валют грозит остановкой производства и уменьшением оборота российских лекарств. Другое дело – ввести государственное субсидирование кредитов и для производителей, и для дистрибьюторов.

– Ценовое регулирование в большинстве стран мира производится двумя способами, – рассказывает депутат Госдумы. – Первый – высокий налог на добавленную стоимость. Если производитель повышает добавленную стоимость, пропорционально растет и процент налога. Но это, по общему мнению, тормозит внедрение инновационных препаратов, продуктов с высокой долей добавленной стоимости. Второй путь, который используют большинство стран мира, это ограничение нормы прибыли, когда наценка на лекарство на пути от производителя до потребителя зафиксирована, что позволяет сократить число посредников. За рубежом рынок лекарств монополизирован, производители напрямую сотрудничают с торговыми сетями. Там работают единицы оптовиков, тогда как у нас – несколько тысяч. Поэтому в России стоимость препарата, который идет к потребителю через несколько посредников, и вырастает иногда на 300–400%.

А спрос все равно сохраняется

Будут ли еще расти цены? В крупных аптечных сетях Иркутска отказались комментировать ситуацию и тем более делать прогнозы. Слишком нестабильное еще положение на фармацевтическом рынке, говорят предприниматели.

Руководитель агентства по лекарственному обеспечению области уверен, что такой рост цен, какой наблюдался в первые два месяца года, мы вряд ли увидим. При этом Иван Стефаненко ссылается на заявление Банка России о прекращении падения курса рубля, что должно зафиксировать и стоимость препаратов.

Кого не коснется ситуация с ценами, так это льготников. Аукцион по обеспечению лекарствами этой категории населения региональные власти провели по ценам октября 2008 года, и в течение всего 2009-го поставки будут осуществляться по зафиксированной в контракте стоимости, независимо от колебаний рынка. Как считают некоторые аналитики, если оптовые цены вырастут значительно, продавцам придется закладывать свои убытки по льготным поставкам

в расценки для всех прочих потребителей. Но, по мнению Ивана Стефаненко, это не может быть существенным фактором. Даже при сумме госконтракта в 800 млн.

рублей общий оборот рынка лекарств гораздо больше.

По данным агентства по лекарственному обеспечению, общий товарооборот аптечных учреждений области стабильно растет. Специалисты связывают это не только с увеличением цен, но и с сохранением спроса. В прошлом году каждый житель Приангарья тратил на лекарства в среднем чуть более 200 рублей в месяц. И в этом году снижения не ожидается.

А тем, кто старается экономить, руководитель агентства советует пользоваться услугами бесплатной справочной службы 550-550, где можно узнать, в каких аптеках есть необходимые лекарства и сколько они стоят.