08.04.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
08.04.2009 12:00

Реформа самоорганизации

Структура управления областью будет оптимизирована к июню

Административная реформа в Иркутской области вступила в активную фазу: месяц назад появилась правительственная комиссия по ее проведению и уже прошли первые заседания входящих в ее состав комитетов. Главная цель преобразований – повысить эффективность госуправления.

А сделать это предполагается с помощью антикризисных инструментов, среди которых – сокращение численности чиновников и расходов на их содержание, исключение дублирующих функций, повышение ответственности руководителей за результат, создание единого информационного пространства. В целом структуру управления, по расчетам правительства области, можно оптимизировать на 20–30%. О ходе этой работы шла речь на рабочем заседании кабинета министров в понедельник.

– Необходимость административной реформы назрела, – заявил заместитель председателя правительства Александр Ведерников, открывая обсуждение, и тут же стал объяснять коллегам, что она из себя представляет. – Это повышение качества государственных и муниципальных услуг населению при сокращении затрат на эти цели.

– Нам необходимо создать систему стратегического управления, ориентировать деятельность органов исполнительной власти и госслужащих на результат, оптимизировать их функции, повысить качество госуслуг, усилить взаимодействие государства с бизнесом и гражданским обществом, – перечислил основные пункты Концепции административной реформы РФ в 2006–2010 годах первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Олег Власенко.

Всем участникам реформы – органам исполнительной власти региона, местного самоуправления и учреждениям бюджетной сети – предстоит оптимизировать свою численность и установить тесное и оперативное взаимодействие.

Стоит отметить, что в течение последних лет количество чиновников и затраты на обеспечение их деятельности только увеличивались. По информации Александра Ведерникова, с 2006 года расходы консолидированного бюджета области на содержание бюджетных организаций выросли на 67% – как за счет индексации зарплат, согласно федеральным рекомендациям, так и в связи с увеличением на 6% числа бюджетников. При этом, подчеркнул зампред, рост оплаты труда не сопровождался мониторингом качества предоставляемых госуслуг.

Говоря об органах местного самоуправления, Александр Ведерников сообщил, что их штатная численность повысилась с 2005 года на 31% (с 9 тыс. до 12 тыс. человек), а финансирование увеличилось более чем в 2,5 раза. Вместе с тем 475 муниципальных образований в среднем исполняют только 75% от объема своих полномочий. Рекордсменом» здесь можно назвать одно из поселений Усольского района – всего 4%.

– Система управления, сформированная в муниципалитетах, изначально не предусматривала достаточного финансирования всех полномочий органов местного самоуправления, – пояснил Александр Ведерников.

Однако самый большой рост как по численности чиновников (в 2,5 раза с 2005 года), так и по бюджетным затратам на управленческий аппарат (почти в 4,5 раза) зафиксирован в органах исполнительной власти региона. В прошлом году штат вырос на 60% – с 3,8 тыс. до 6 тыс. человек. Зампред объяснил это тем, что область, принимая новые полномочия, не пыталась распределять их между действующими учреждениями или делегировать на муниципальный уровень, а создавала новые структуры, увеличивая тем самым количество сотрудников. В результате теперь Приангарье опережает соседей по Сибирскому федеральному округу по количеству занятых в органах исполнительной власти – на 1 тыс. жителей Иркутской области приходится в полтора-два раза больше чиновников, чем, к примеру, в Красноярском крае.

Поэтому оптимизации затрат на чиновников областного уровня будет уделено не меньше внимания, чем сокращению расходов на управленческий аппарат на местах, подчеркнул Александр Ведерников. Численность муниципальных служащих в Приангарье также превышает аналогичные показатели в соседних регионах – на 30–40%.

Говоря о структуре комиссии по проведению административной реформы, возглавляемой первым заместителем председателя правительства Сергеем Соколом, Александр Ведерников (он же – глава исполнительного комитета комиссии) напомнил, что в нее входят пять комитетов. Первый – оптимизирует структуру и систему оплаты труда органов исполнительной власти, МСУ и госучреждений. В рамках этого направления рассматривается возможность передачи некоторых негосударственных полномочий коммерческим организациям. Второй комитет регулирует административно-хозяйственные расходы путем создания так называемых нормативов положенности. Это означает введение общих для всех лимитов на связь, ГСМ и др.

Третье подразделение комиссии – по информатизации – Александр Ведерников назвал ключевым. Главная его задача – формирование единого информационного пространства, в котором бы оперативно смогли взаимодействовать областное правительство, муниципалы и сотрудники бюджетных учреждений. В частности, предполагается создать единую систему документооборота. Четвертый комитет ведает административными регламентами, пятый – оценивает эффективность деятельности чиновников на основе коэффициентов, которые будут специально для этого разработаны.

Комментируя деятельность комиссии, Олег Власенко подчеркнул, что подготовительная работа завершилась и началась содержательная. Уже к 1 июня структуру управления регионом планируется привести к оптимальному варианту. По словам Александра Ведерникова, со всех ведомств комиссия запросила информацию о численности сотрудников и выполняемых ими функциях, чтобы проанализировать, насколько рационально они работают, и как сильно отличаются эти показатели от аналогичных в других регионах СФО. Позитивный опыт соседей в части эффективного госуправления, подчеркнул зампред, будет использоваться при реализации реформы.