08.04.2009 12:00
Теги
08.04.2009 12:00

Субвенции не на вес золота

В учебных заведениях выявлено нецелевое расходование бюджетных средств

Ревизии службы государственного финансового контроля Иркутской области в период повальной оптимизации расходов особенно актуальны. Одна из последних проверок, проведенная 16–24 марта по поручению губернатора, выявила нарушения в порядке выделения и расходования субвенций областного бюджета на осуществление образовательного процесса в школах, в том числе на оплату труда учителей.

Выборочный контроль коснулся только двух учебных заведений – в Иркутском районе (Пивоварихская средняя школа) и Ангарске (школа N 5). Однако в ближайшее время планируется проверить остальные школы Приангарья и установить, соответствует ли сумма затрат на обучение одного ребенка нормативным показателям.

– Проверка расходования субвенций областного бюджета показала, что методика их расчета несовершенна, – заявил в понедельник на рабочем заседании областного кабинета министров первый заместитель председателя правительства Сергей Сокол. – Не утверждена единая форма заявки на получение средств, нет порядка ведения контроля за их использованием. Все это приводит к завышению сумм, перекосу в распределении денег, нецелевым расходам, что неприемлемо в нынешней ситуации.

Более подробно о выявленных нарушениях, которые можно назвать типичными, рассказал руководитель службы финансового контроля Тимофей Вохмин. Прежде всего было установлено нецелевое использование субвенций: в Пивоварихской школе – более 200 тыс. рублей, в школе N 5 – более 300 тыс., в основном за счет необоснованного приобретения школьной мебели. Кроме того, выявлено, что субвенции крайне неравномерно распределяются по общеобразовательным учреждениям: суммы бюджетной поддержки из расчета на одного ученика в год колеблются от 15 до 60 тыс. рублей.

Министр образования Иркутской области Виктор Басюк пояснил, что такая диспропорция объясняется разными потребностями учебных заведений. Одно дело инновационные учреждения с глубоким изучением каких-либо дисциплин, вроде гимназий и лицеев, другое – обычные школы, а тем более сельские. Дополнительные деньги требуются и учебным заведениям, расположенным в отдаленных районах. В связи с этим все школы предполагается сгруппировать по категориям, а затем определить среднюю сумму расходов бюджета на каждую и ее соответствие нормативному показателю.

Продолжая перечислять нарушения, Тимофей Вохмин выделил факты завышения суммы субвенций. Так, в Ангарском районе из-за использования округленных значений при расчете коэффициента удорожания от различных факторов (используется для определения расходов на оплату труда) «перебор» бюджетной поддержки составил в прошлом году 960,4 тыс. рублей, в этом – более 970 тыс. Кроме того, отмечены затраты на содержание сверхштатных единиц.

Говоря о недостатках оформления документов, Тимофей Вохмин подчеркнул, что министерством образования области не утверждена форма заявки, которую муниципалитеты должны предоставлять на получение субвенции. В результате в подобных документах, к примеру, нет обоснования запрашиваемых сумм. В министерство финансов области не представляются сводные отчеты об использовании материальных ресурсов.

Помимо этого, из-за отсутствия четкого порядка расчета, планирования ежемесячных объемов субвенций и несвоевременной подачи заявок в областной минфин на счетах муниципалитетов каждый месяц формируются неиспользованные остатки бюджетных средств. И это на фоне кредиторской задолженности территорий по заработной плате.

По итогам проверок служба финансового контроля сформулировала рекомендации министерству образования области. В частности, предлагается разработать и утвердить методику и порядок осуществления контроля за целевым и эффективным расходованием субвенций.