08.04.2009 12:00
Теги
08.04.2009 12:00

Как сельская школа попала в телекамеру

Первый заместитель председателя правительства области Сергей Сокол посетил вчера школу в селе Мамоны Иркутского района. Целью поездки было увидеть, как живет в условиях экономического кризиса сельская школа, непосредственно от директора и учителей узнать, есть ли проблемы с выплатой зарплаты, обеспечением детей питанием. В поездке первого зампреда сопровождал Виктор Басюк, который совсем недавно, 26 марта, был назначен министром образования Иркутской области.

Путь из областного центра до Мамон недолгий – минут 20. Представительный эскорт подъехал к школьному двору в аккурат к концу второго урока. Надписи на некоторых машинах выдавали их принадлежность к телевидению. Из автомобилей как по команде дружно высыпала армия корреспондентов и бросилась вслед за стремительно шагающим в направлении здания Сергеем Соколом. Школа замерла.

Но пауза длилась недолго. Шумная журналистская братия быстро разрушила размеренность школьной жизни, посеяв хаос в коридорах и кабинетах. Первым досталось директорскому. В святая святых учебного заведения вбежали разом человек 20. Директор держался молодцом. Пошутил: «Так и до инфаркта можно довести!» Собственно, ценность плана отчасти в этой внезапности и состояла – школа была выбрана самая рядовая, о приезде высоких чиновников и журналистов никого здесь не предупреждали, соответственно, «потемкинских деревень» построить не успели.

О том, что Евгений Поронов, в недавнем прошлом директор иркутской школы N 65, а ныне, без малого год, глава мамоновской средней школы, не ведал о приезде начальства и корреспондентов, красочно свидетельствовал его рабочий стол. По всей его поверхности были разложены свежие документы. На самом видном месте лежала бумага с любопытным названием «Программа оптимизации бюджетных расходов на оплату труда». Если бы Евгений Георгиевич, что называется, готовился и ждал, то, наверное, положил бы ее подальше. Первым пунктом от «оптимизации» расходов пострадали гардеробщица и дворник, вторым – заместители директора.

Директор вкратце изложил историю школы и повел гостей в столовую. В небольшом скромно обставленном помещении на столах ровными рядами стояли кружки с компотом, рядом лежало печенье. В меню этого дня значилось: суп – 8,50, рис с рыбой – 12,50, компот – 2,00, хлеб – 2,00, печенье – 4,00, мандарин – 6,00. Сергей Сокол спросил про дотации на питание. По этому поводу претензий к местной власти у директора не было. Меню первый зампред похвалил. Действительно, прогресс налицо. Не знаю, как было с мандаринами в школах при колумбийских посольствах, но нам, помнится, давали этот фрукт один раз в год, на Новогодней елке.

– Повар у вас свой? – поинтересовался высокий гость.

Повар оказался свой, и помощник повара, и кладовщик.

В столовую вбежала ватага ребятишек (ну почему к бегущим детям всегда так просится этот штамп – «ватага»?). Ватага села за стол и хором поприветствовала дяденек и тетенек с блокнотами, видеокамерами и фотоаппаратами: «Здра-ствуй-те!»

– Ну, как вас кормят в школе? – спросил дяденька первый заместитель председателя правительства.

– Хорошо, – вразнобой закричали дети.

Дяденька еще спросил про учебу. С этим у третьеклассников тоже все было наилучшим образом.

Прошлись по коридорам. Было видно, что школа, мягко говоря, небогатая. Но стараниями людей поддерживается в ней достойная жизнь и порядок.

В компьютерном классе Сергей Сокол попробовал выйти в Интернет. Монитор после некоторых усилий сообщил: невозможно отобразить страницу.

– Не работает, – с сожалением констатировал директор. – Денег нет.

Из разговора с учителем информатики Екатериной Кречетовой выяснилось, что на Интернет полагается из муниципального бюджета в месяц 1 тыс. 350 рублей. В январе деньги были, а сейчас нет.

– И как выходите из создавшегося положения?

– А у меня дома безлимитный. Мы с детьми им и пользуемся.

– Это же дорого, наверное, при ваших зарплатах. Какая у вас зарплата? – пытала я вчерашнюю выпускницу педуниверситета Катю Кречетову.

– Ну, ставка у нас восемь тысяч рублей, – неопределенно отвечала она.

– То есть вы зарабатываете восемь тысяч в месяц.

– Ну, в общем, да, где-то так…

В общем, «гвозди бы делать из этих людей».

Пока мы беседовали в сторонке, перед первым зампредом выступала учительница математики. Вся ее пламенная речь была обращена к нерадивым родителям, которые не понимают, на каком сложном историческом этапе развития находится страна, и не уделяют должного внимания ни воспитанию детей, ни помощи школе.

Прозвенел звонок, дети разбежались по классам. Сергей Сокол вышел на улицу и, стоя под светлым весенним солнцем, объяснил журналистам, что эта поездка связана с необходимостью лично убедиться, как чувствует себя в современных непростых условиях рядовая сельская школа.

– Методика распределения средств в муниципалитетах, к сожалению, далека от совершенства. Нередко случается, что область передает на места необходимые деньги, но до учебных заведений они не доходят. Мы усиливаем систему контроля за этим процессом.

От посещения мамоновской средней школы у Сергея Сокола осталось позитивное впечатление:

– Люди думают о деле. Не жалуются, не ждут, что кто-то решит их проблемы. Работают, учат, воспитывают детей. Это хорошо.

Корреспонденты обступили директора.

– Что же вы, Евгений Георгиевич, ничего у начальства не попросили. Ведь такая возможность была?

– Есть у нас, конечно, мечта, чтобы зарплаты учителей были повыше. Но так это ведь ни для кого не новость…

Десант корреспондентов направился к машинам. Навстречу по неровной траектории двигался очень нетрезвый мужчина. Время было без малого одиннадцать. Он шел в сторону школьного стадиона, мимо эскорта машин, и все невольно засмотрелись, каким невероятным образом ему удается держать равновесие. «Мишка, иди скорей домой. Не то счас в телекамеру попадешь!» – закричала мужику какая-то местная тетка.

 

Нина Воронина