Бюджетная «перезагрузка»
Изменения параметров госказны-2009 принесут регионам 300 млрд. рублей
В понедельник Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в федеральный бюджет 2009 года. Ориентировочно в конце апреля его уже подпишет глава государства. Переформатирование главного финансового документа страны обусловлено в первую очередь влиянием кризиса. Несмотря на сокращение доходной базы и образование дефицита, в госказне значительно возрастет объем финансовой помощи регионам, консолидированные бюджеты которых, по прогнозам, потеряют 18% доходов от уровня прошлого года. Об этом газете «Областная» рассказал первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам ГД Виталий Шуба.
Дефицит выполнению соцгарантий не помеха
Потребность в корректировке федерального бюджета вызвана, прежде всего, макроэкономическими показателями. В этом году ВВП может сократиться на 2,2%, объем производства – на 7,4%, инвестиции в основной капитал – на 13,8%. Инфляция же, напротив, возрастет – с прогнозируемых 8,5% до 13%. Таким образом, доходы федерального бюджета-2009 уменьшатся на 4,2 трлн. рублей по сравнению с первоначальным показателем в 10,9 трлн., расходы увеличатся на 667,3 млрд. рублей и составят около 9,7 трлн. На смену профициту придет дефицит в размере почти 3 трлн. рублей (7,4% от ВВП). На покрытие его предполагается направить главным образом средства Резервного фонда, а также внутренние ресурсы, образовавшиеся в результате оптимизации бюджетных затрат. Например, содержание органов государственной власти планируется профинансировать только на 85% от запланированного.
Вместе с тем, как заверил Виталий Шуба, в полном объеме сохранятся все социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса. Более того, их финансирование увеличивается с 310 до 434,8 млрд. рублей. С учетом нового прогноза инфляции будут проиндексированы все социальные выплаты и пособия.
Значительные средства – 450 млрд. рублей – будут направлены на поддержку финансового сектора, рынка труда и приоритетных отраслей промышленности. Кроме того, 388 млрд. заложено в качестве трансфертов государственным внебюджетным фондам РФ, 35 млрд. пойдет на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Общая сумма, предусмотренная в «поправленном» бюджете на реализацию антикризисных мер, – около 1,4 трлн. рублей. В целом же с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрального банка РФ, Фонда национального благосостояния и других источников на борьбу с последствиями кризиса и восстановление экономики направляется более 3 трлн. рублей.
Консерватизм сегодня в почете
Для антикризисной поддержки субъектов РФ, как отметил Виталий Шуба, в проекте закона предусмотрены дополнительные межбюджетные трансферты в сумме 300 млрд. рублей. Одна половина этих денег будет предоставлена регионам в качестве дотаций на сбалансированность бюджетов, другая – в виде бюджетных кредитов. В целом объем федеральной поддержки в новом варианте бюджета увеличивается на 36% по сравнению с 2008 годом.
Говоря о шансах Иркутской области на господдержку, Виталий Шуба отметил, что ее объем будет зависеть как от объективно складывающейся ситуации, так и от лоббистских возможностей депутатов, представляющих в Госдуме интересы региона.
– Работу с федеральным Министерством финансов в этом направлении необходимо начинать уже сейчас, – подчеркнул он. – В ближайшее время будут подготовлены и обнародованы критерии, на основании которых будет решаться вопрос о выделении регионам финансовых ресурсов. Методика здесь является прозрачной.
Среди основных требований к формированию региональных бюджетов Виталий Шуба выделил четкое соответствие документов бюджетному законодательству и выстраивание прогнозов по консервативному сценарию.
Бюджет Иркутской области на этот год Виталий Шуба оценил как сверхжесткий.
– Лимиты бюджетных обязательств по выплате зарплаты доведены до 75% от объема ассигнований, но это вынужденная мера, – отметил он. – Серьезное недопоступление отмечается по налогу на прибыль, но по некоторым другим есть рост. Так, увеличилась сумма доходов по акцизам на ГСМ, моторное масло и дизельное топливо (норматив отчисления по ним в бюджеты субъектов РФ был увеличен с 60% до 100%. – Авт.). Однако окончательно понять тенденции налоговой собираемости можно будет по итогам первого квартала. С учетом этого, а также в связи с принятыми на федеральном уровне решениями в мае придется серьезно уточнять параметры региональной казны.
Бюджетную трехлетку придется отложить
Правовой основой для внесения обновленной версии федерального бюджета-2009 в Госдуму станет новая норма Бюджетного кодекса РФ, позволяющая вносить в ГД проект бюджета только на текущий год – изначально он был разработан на три года.
– В условиях экономически нестабильной ситуации невозможно сделать достоверный прогноз – велико влияние внешних и внутренних факторов. Поэтому правительство РФ внесет бюджет только на 2009 год, а показатели, рассчитанные на плановый период 2010–2011 годов, станут недействительными, – пояснил Виталий Шуба. – Но это не значит, что мы отказываемся от трехлетнего бюджета. До 26 августа на рассмотрение депутатов Госдумы будет направлен проект федерального бюджета на очередной, 2010 год и плановый период 2011–2012 годов. Требование трехлетнего бюджетного планирования распространяется теперь и на регионы – срок действия переходных положений завершился.
Еще одной бюджетной новеллой стало снятие ограничения на предоставление иных межбюджетных трансфертов (в том числе в форме дотаций) муниципальным образованиям из региональной казны. Ранее их объем не мог превышать 10% от общей суммы финансовой помощи.
Стоит также отметить, что в первом чтении был принят законопроект «Об отчете правительства РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики». Согласно документу, исполнительная власть должна ежеквартально отчитываться перед законодательной. С первым таким докладом в понедельник выступил премьер-министр Владимир Путин.