15.04.2009 12:00
Рубрики
Власть
Теги
15.04.2009 12:00

Вспоминают ветераны Законодательного Собрания

Да, и такие ветераны уже появились. Их, правда, не так уж много. Выиграть одни выборы – это уже подвиг. Когда начинались споры с администрацией и сыпались упреки в адрес депутатов, первый спикер Законодательного Собрания Иван Зелент обычно говорил: «Друзья мои, пройдите сквозь сито выборов, выиграйте их, тогда беритесь судить о Законодательном Собрании». А они, наши ветераны, выигрывали по четыре-пять раз. И не по партийным спискам, а в своих округах, получая мандат доверия из рук избирателей.

Гайдар Гайдаров:

Мы все плывем в одной лодке

– Самым нервным был, конечно, первый созыв Законодательного Собрания. В казне покати шаром, зарплату выплачивают не деньгами, а всякой ерундой, пенсионеры ходят с гневными плакатами… А главное – закрываются заводы. Нет заводов – нет налогов. Ну и приходилось, как народовольцам, идти в массы. Спасало то, что тогда законодательная и исполнительная власти жили в полном согласии. Мы подпирали губернатора Юрия Ножикова и не давали его в обиду. Дважды президент хотел отстранить его от должности, но мы показали свои еще молодые, но уже острые зубы: писали протесты, обращения – и отстояли.  

Период, выпавший на долю первого созыва, я бы назвал периодом стабилизации. Удалось не только сохранить на плаву основные производственные мощности, но и создать законодательную базу. Я, как врач, принимал участие в разработке многих областных медицинских программ: по вакцинопрофилактике, сахарному диабету и т. д.

Второй созыв открыл период раз-

вития. Заработала промышленность, пошли налоги, кончилась нервотрепка с невыплатами зарплат… И сразу достойное место в бюджете заняли инвестиционные программы, многие из которых проходили по статье «Здравоохранение»: диагностический центр, туберкулезный диспансер, детская больница…

К сожалению, в третьем созыве продуктивная связка двух ветвей власти была нарушена. Да что там говорить о двух ветвях, когда внутри самого депутатского корпуса не было мира и согласия, депутаты шли стенкой друг на друга. Эта конфронтация, мне кажется, отбросила Законодательное Собрание назад. Но оно достойно вышло из этого испытания и уже в четвертом созыве продемонстрировало несокрушимое единство, способное противостоять губернаторскому произволу.

Сегодняшняя ситуация во многом перекликается с ситуацией 15-летней давности: спад экономики, сокращение налоговых поступлений, дефицит финансов… И сейчас, как и тогда, успех зависит от взаимопонимания законодательной и исполнительной властей. И, слава богу, это взаимопонимание есть. Совместными усилиями разработана и проводится в жизнь антикризисная программа. Я твердо убежден, что кризис – это не то время, когда надо становиться в позу какой-либо из ветвей власти. Мы все плывем в одной лодке и должны быть единой командой.

Антон Романов:

Тогда для депутатов авторитетов не было

– За 15 лет своей парламентской деятельности, а с учетом работы в областном Совете народных депутатов все 18, я заработал репутацию человека конфликтного. Я бы и рад быть белым и пушистым, да как тут им станешь, когда много желающих обвести закон вокруг пальца.  

Особенно памятен первый созыв Законодательного Собрания. Мы пришли, считай, на пустое место, никаких законов не было и в помине. Начали с Регламента, надо же было как-то упорядочить свою же работу. Потом взялись за Устав области. Я один только внес 64 поправки. Самым многострадальным оказался закон о Контрольно-счетной палате, одним из авторов которого был я. Чтобы его принять, пришлось преодолеть три губернаторских вето. Оно и понятно: какой исполнительной власти понравится иметь за спиной контролирующий глаз? Особенно в те годы, когда в мутной воде легко было ловить золотую рыбку.

Помню, мой первый депутатский запрос касался как раз коррупции в органах власти. Я просил ответить, получает ли кто-то из областных чиновников вознаграждение от иностранных фирм. И РУБОП – была тогда такая организация по борьбе с организованной преступностью – ответил: да, несколько замов губернатора получают дивиденды в иностранной валюте, состоя членами совета директоров совместной российско-японской фирмы «Игирма-Тайрику». Разразился скандал. Нам пришлось сесть и срочно разработать закон об управлении паями акций на предприятиях с долей областной собственности, который отменял все вознаграждения.

Потом был мой депутатский запрос по поводу… сливочного масла. Этого масла тогда область производила столько, что ешь не хочу. И при этом изобилии выделяется 20 миллионов долларов на его приобретение в Америке. Пока его везли, оно начало портиться. Его срочно принялись перерабатывать в маргарин, расталкивать по школам и больницам. Покупку провернуло ООО «Финпром», которое подавалось как блестящий образец государственного бизнеса. Ему создавали режим наибольшего благоприятствования, одних зданий выделили почти три десятка. Ясно было, что на американском масле кто-то крупно погрел руки. После моего запроса завели уголовное дело. Потом было еще несколько уголовных дел. К чести депутатов, часть зданий удалось вернуть в областную собственность.

Тогда для депутатов авторитетов не существовало. И Ножикову, и его замам от нас немало доставалось. Уже после того как Юрий Абрамович сложил губернаторские полномочия, он признался мне: «Знаешь, как мне было обидно, когда ты на мне свое ораторское искусство оттачивал, с бока на бок переворачивал?» Я говорю: «Так у вас, как у всякого губернатора, была масса возможностей со мной разделаться, в пыль, как говорится, стереть, отчего не воспользовались?» Знаете, что он мне сказал? «Но ведь ты был прав».

Аполлон Иванов:

Дума многому научилась у Собрания

– Первые уроки законотворческой деятельности я получил в думе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, депутатом которой состоял два созыва. Кто тогда мог назвать себя большим специалистом по составлению законов? Да никто. Учились на ходу, и в основном у областного Законодательного Собрания. Оно и многочисленнее было, и состояло из людей более крупного калибра.

Но нельзя сказать, что мы только шли след в след за областным парламентом, копируя его законы. Кое-где мы его даже опередили. Ту же программу развития сельского хозяйства разработали и приняли на несколько лет раньше аналогичной областной. Другое дело, что эта программа оставалась на бумаге. Деньги, выделяемые из окружного бюджета на ее реализацию, не доходили до сельхозпроизводителя, а крутились у нужных людей. Естественно, это не шло на пользу сельскому хозяйству. Потеряв поддержку исполнительной власти, потеряв ориентиры, каждый пытался в одиночку выкарабкаться из экономического и финансового капкана.

Объединение округа с областью стало спасением для крестьянства. Сразу же после референдума, не будучи еще официально в составе области, мы уже стали брать кредиты, брать технику в лизинг. Потому что мы уже заранее примеряли на себя льготы областной программы развития сельского хозяйства. Мы уже были не одни, нашим партнером стало государство.

Должен отметить, что и цели областной программы выбраны правильные. Упор делается на крупные сельскохозяйственные предприятия, на применение новейших технологий и механизацию производства. Нынешний кризис, конечно, несколько подпортил картину, сократив в три раза помощь селу. Но кризисы, как говорится, приходят и уходят, а верная концепция рано или поздно принесет плоды.

Конечно, работа в Законодательном Собрании – это другой уровень. С его трибуны открывается более широкий кругозор, а главное – более весомо звучит каждое слово. Когда шла подготовка нового варианта Устава области, я настоял, чтобы в него была включена отдельная глава об округе, хотя разработчики предлагали ее упразднить. Настоял и на том, чтобы из нее были выкинуты все уклончивые слова, типа «по возможности принимать законы, направленные на улучшение экономической и социальной ситуации в округе». Почему по возможности? Возникла необходимость – принимай. Никакого люфта между областью и округом не должно быть.

Юрий Фалейчик:

Лучшие времена – это времена согласия

– Оглядываясь назад, понимаешь, что вряд ли все те шумные баталии между депутатами и администрацией, когда-то волновавшие просвещенные умы и будоражившие общество, стоят потраченного на них пороха. Ничего они не меняли и не могли изменить, кроме, конечно, личного рейтинга. Знаменитое противостояние энергетиков с Говориным – это, по сути, внутрикорпоративная драка. Поднятый на щит самими энергетиками, он вдруг перестал быть своим парнем. Переизбрать его. И мы, как жизнерадостные идиоты, кинулись возводить баррикады.

Для меня лучшие времена в Законодательном Собрании связаны не с противостоянием ветвей власти, а с их совместной работой. И не такой работой, когда администрация диктует, а законодатели послушно заглядывают в рот, а при обоюдном уважительном отношении друг к другу. Когда это случается, это настоящая песня. Жаль, что таких песенных моментов не так много. Кто в этом виноват? Наверное, вожди. Ведь именно они задают правила взаимоотношений.

Кто был лучший спикер Законодательного Собрания за все минувшее время? Можете со мной спорить, можете не соглашаться, но, по-моему, Иван Зигмундович Зелент. Потрясающий человек. Посмотришь: ничего особенного, вроде бы этакий простецкий мужичок. Но внешность обманчива. За ней скрывается мудрая личность. Он возглавил Законодательное Собрание в сложное время, когда властная система еще не сформировалась и держалась на личностях.

С одной стороны, он был большой

мастер компромиссов, а с другой – творец той самой созидательной среды между двумя ветвями власти. В итоге достигался нужный результат – полезность. 

Лавина законов пришлась на первые созывы Законодательного Собрания. Сейчас законодательное поле сузилось. Но нельзя забывать, что кроме законодательной у депутатов есть еще две функции: представительная и контрольная. Что касается последней, то у нее, по существу, безграничная сфера применения, если, конечно, не согласовывать с администрацией объекты проверки. А вот представительная… По смыслу понятно – представляем интересы народа, а по сути? Тут много вопросов возникает.