20.04.2009 12:00
Теги
20.04.2009 12:00

Виктор Басюк: Из «учителей года» мы формировали резерв руководителей школ

Сегодня в столице Приангарья состоится торжественное открытие областного конкурса «Учитель года – 2009». Несмотря на кризисные времена, у нас продолжается добрая традиция чествования лучших представителей педагогической общественности. В этом году у конкурса юбилей – он проходит 20-й раз. О его истории и роли в жизни региона рассказывает министр образования Иркутской области Виктор Басюк. 

 

– Виктор Стефанович, конкурс «Учитель года» проводится в Иркутской области с момента его учреждения в стране – с 1989 года. Расскажите, как зародилась эта традиция?

– Педагогическое конкурсное движение получило развитие в 1980-е годы. По инициативе клуба «Эврика», организованного «Учительской газетой», в разных городах страны проводились уроки учителей-новаторов для обмена педагогическим опытом. В 1989 году «Учительская газета» выступила с идеей организации конкурса «Учитель года СССР». Инициатива получила поддержку, и всесоюзный конкурс состоялся дважды – в 1990 и в 1991 годах. Согласно правилам, в нем могли участвовать учителя, выдвигаемые педагогическим коллективом, отдельными лицами, родительской общественностью. В рамках конкурса проводились тестирование и собеседование по проблемам педагогики и психологии. В 1992 году конкурс получил статус «Учитель года России», сохранив символ всесоюзного конкурса – «Хрустальный пеликан», и девиз «В подвижничестве учителя – будущее нации».

В Иркутской области смотр-конкурс «Учитель года» действительно проводится с года учреждения – 1989-го. Все это время его организаторами являются областной орган управления образованием (в настоящее время министерство образования. – Авт.), Институт повышения квалификации работников образования, областная организация профсоюзов работников народного образования и науки, Иркутское отделение Педагогического общества России.

Большой вклад в становление конкурса внесли заместитель директора Института усовершенствования учителей Зоя Косых, директор иркутской школы N 47 Валерий Степанов, ректор Института повышения квалификации работников образования Леонид Выговский. Значительна роль председателей и вдохновителей областных конкурсов Нэли Черемных, Леонида Кичатинова, Льва Меньшикова, которых уже нет с нами.

– Какова статистика и география участников областного конкурса?

– За 19 лет в «Учителе года» приняли участие 780 педагогов из образовательных учреждений Иркутской области. Больше всего конкурсантов – из Иркутска, Ангарска, Черемхово, Усолья-Сибирского, Шелехова, Усть-Илимска. Из сельских территорий активными участниками являются Братский, Иркутский, Усольский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Слюдянский и Усть-Илимский районы.

Среди 56 победителей и призеров десять учителей русского языка и литературы, по шесть – начальных классов и математики.

– Иркутская область всегда достойно выглядела на всероссийском финале конкурса «Учитель года»…

– В финал вышли четыре наших педагога. Учитель географии иркутской школы N 40 Александр Сопин – лауреат всероссийского конкурса «Учитель года – 1999», учитель физики школы поселка Белая Усольского района Елена Халиулина одержала победу в номинации «Сердце отдаю детям» в 2003 году. Звания лауреата удостоились также учитель русского языка и литературы Невонской школы Усть-Илимского района Ирина Билиенкова, в 2006 году, и учитель информатики Шелеховского лицея Галина Зорина – в 2008-м. Это наши самородки, талантливые люди, которые постоянно зажигают ребят и своих коллег, умеют достойно представить свою школу и регион. Мы гордимся ими. 

– По какому принципу на конкурсе проводится отбор лучших педагогов?

– Выступления конкурсантов в форматах пресс-конференции, педагогического ринга, мастер-классов позволяют им публично представить свой педагогический опыт, продемонстрировать способы его реализации, особенно на открытом уроке и внеклассном мероприятии. Творческая работа – эссе «Мое педагогическое кредо» – показывает личностное отношение конкурсанта к роли учителя в обществе, его гражданскую позицию, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

– Последние годы вы возглавляли оргкомитет конкурса «Учитель года» в Иркутске. Что эта работа дала вам в профессиональном и человеческом плане?

– Общаясь с талантливыми педагогами, ты попадаешь в их особую ауру. Почему каждый конкурс так неповторим и необычен? Потому что его участники – интересные, а главное – увлеченные своей профессией люди. Ведь настоящий педагог не может отделить работу от личной жизни. Многим в состязаниях помогают члены семьи. А сами конкурсанты становятся дружной командой, заряжающей членов жюри, зрителей и оргкомитет положительной энергией. Именно из этих педагогов мы в Иркутске формировали резерв руководителей образовательных учреждений. Можно назвать много имен, для которых конкурс «Учитель года» стал хорошим стартом в профессиональной карьере.

– Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать педагог?

– Сегодня достаточно сложно определить идеальный набор качеств, который позволит человеку стать учителем. На мой взгляд, это симбиоз человеколюбия, желания быть полезным, делиться своими знаниями и опытом, а также умения говорить с детьми на одном языке. Специальность в нашей профессии не самое главное. Очень много людей, имея на руках диплом педагога, не могут работать в школе. В то же время нам сегодня известны имена тех, у кого нет педагогического образования, но они являются профессионалами в образовательной сфере. Их любят ребята, уважают коллеги – а это главное достижение любого учителя.

– Сегодня изменилась роль педагога в обществе – от него теперь требуют мобильности, инновационных подходов к работе…

– Хороший учитель – это, прежде всего, творческий человек. Он всегда находится в поиске новых идей, форм, методов воспитания и обучения. Мне кажется, что сегодня сама атмосфера школы подталкивает грамотного, умного педагога к поиску. Ведь нельзя провести два одинаковых урока. Если ты любишь свое дело, то ты должен понимать, что ребята постоянно ждут от тебя чего-то нового, интересного, и ты ищешь. А из этого поиска складывается инновационный дух педагогических работников, которым живут школа, муниципальное образование, регион. А конкурс «Учитель года» дает возможность учителю продемонстрировать свою находчивость, многогранность.

– Учитель в жизни каждого человека – второй по значимости человек после родителей. Что для вас значит слово «педагог», за что вы благодарны своим преподавателям?

– Я думаю, что в душе каждого из нас живут воспоминания об учителе, его участии в судьбе. У меня есть учителя, которым я благодарен за то, что выбрал в свое время профессию педагога. Это директор Саянской школы N 2 Валентин Калашников и учитель биологии Светлана Иванова.

– Ваши пожелания участникам конкурса «Учитель года – 2009».

– Участие в конкурсе – это своего рода подвиг. Путевки на него даются нелегко: завоевываются в состязаниях с коллегами из школы, города, района и, главным образом, в нелегкой борьбе с собой. Учителю непросто предстать перед жюри, перед соперниками и болельщиками. Еще сложнее преодолеть собственную взыскательность, убедить себя в праве отстаивать честь своей школы, района, региона… Видимо, неслучайно такие конкурсы родились в учительское лихолетье. И, не-

смотря ни на что, живут – живут не спонсорским благостным звоном, а бескорыстием чистоты, святости служения своему делу.

Я благодарен всем участникам конкурса, которые не побоялись доказать, что они – лучшие педагоги. Хочу пожелать им удачи, ни пуха, ни пера. Каждый из тех, кто будет сегодня стоять на конкурсной сцене, уже является победителем, так как получил признание своих учеников. А это самая главная награда для педагога.