Один за все поселения
Минфин призвал мэров консолидировать ответственность
Кризис диктует новые подходы к управлению финансами на местах. Если, согласно законодательству, мэр и главы поселков в пределах одного муниципального района отвечают каждый за свою казну, то в тяжелых социально-экономических условиях следует максимально объединять усилия. Аналогичное требование Министерство финансов РФ предъявляет и к субъектам: федеральных чиновников абсолютно не интересует, в каком из муниципалитетов Иркутской области возникла «кредиторка» по зарплате – ее наличие в консолидированном бюджете автоматически лишает регион возможности получать кредиты из госказны.
В суровые экономические времена выживать по принципу «каждый сам за себя» становится все труднее. Поэтому на рабочем заседании регионального кабинета министров в понедельник первый заместитель председателя правительства Сергей Сокол напомнил коллегам о том, что деньги у области и муниципалитетов – общие.
И даже позволил себе сравнить региональную казну с семейным бюджетом, ответственность за наполнение и расходование которого несет каждый член большой и, в идеале, дружной семьи в лице органов государственной власти и местного самоуправления.
(Рисунок Виктора Богорада)
Впрочем, не все мэры спешат «быть вместе и в горе, и в радости» с поселениями, расположенными на подведомственной им территории, объясняя это отсутствием полномочий вмешиваться в финансовые дела муниципалитетов нижнего уровня. Подобная обособленность рождает непонимание между уровнями власти, что видно из диалога между мэром Нижнеудинского района Сергеем Худоноговым и Сергеем Соколом.
– Какой объем кредиторской задолженности по выплате зарплаты работникам муниципальных учреждений и органов исполнительной власти в вашем районе по состоянию на 1 марта? – поинтересовался у мэра первый зампред.
– На 1 марта присутствовало… заволновался что-то… 18 миллионов рублей.
– Точно помните?
– Точно.
– Ладно. А по данным министерства финансов Иркутской области – 14,8 миллиона.
– Ну, я с внебюджетными фондами назвал, – стал оправдываться мэр.
– А сколько доходов район получил в январе-феврале текущего года? – продолжил допрос Сергей Сокол.
– В январе – 14,5 миллиона, в феврале – 16,9 миллиона рублей.
– А с межбюджетными трансфертами?
– С ними – всего 72 миллиона.
– Дисбаланс получается. У меня данные такие: за первые два месяца этого года доходы вашей территории составили 165,9 миллиона рублей, причем объем межбюджетных трансфертов составляет 118,9 миллиона.
– Я не знаю, откуда такие суммы, – растерянно сказал Сергей Худоногов.
– Более того, на 1 марта образовался остаток средств на счетах – 24,3 миллиона рублей, – продолжал атаковать мэра цифрами Сергей Сокол. – За январь-февраль работникам бюджетных учреждений было выплачено в виде зарплаты 93,2 миллиона рублей. Задолженность на 1 марта составила… какая она у вас там была?
– 16 миллионов, – произнес уже другую цифру руководитель муниципалитета, но тут же поправился. – Это без фондов.
– Как же соотносится остаток средств с задолженностью по зарплате!? – недоумевал Сергей Сокол.
– Сергей Михайлович, тут, наверное, недоразумение происходит. Считается консолидированный бюджет района, который я не имею законных полномочий ни формировать, ни корректировать. Я отвечаю только за бюджет района.
– Хорошо. А каков тогда остаток средств на счетах района на 1 марта?
– Нет остатка.
– А «кредиторка» по зарплате?
– У нас ее уже нет благодаря полученной из областного бюджета помощи в объеме 10 миллионов рублей. А у поселений вообще не было.
– Сергей Михайлович, вы уже четвертый срок на посту мэра. Вряд ли вы что-то недопонимаете. Либо вы недостаточно хорошо владеете ситуа-
цией, либо стараетесь выглядеть лучше, чем есть на самом деле, – поставил «диагноз» мэру первый зампред. – Любой глава района отвечает за все поселения, точно так же, как губернатор отвечает за всю область. Когда вы планируете погасить задолженность?
– До 1 мая.
– Значит, вы все-таки признаете, что она есть, – победно резюмировал Сергей Сокол.
Разговор показал разные подходы регионального минфина и муниципалов в бюджетных подсчетах. Финансисты объясняют, что их позиция обусловлена требованиями Министерства финансов РФ, которое берет во внимание исключительно консолидированную казну субъекта Федерации.
– Мы уже не раз говорили, что нас не интересует бюджет самого района как юридической единицы, так же, как и Минфин России не рассматривает субъект по областному бюджету, – пояснила временно замещающая должность министра финансов Иркутской области Татьяна Поронова. – По консолидированному бюджету Нижнеудинского района получается замечательная ситуация:
24 миллиона рублей в качестве остатков на счетах, межбюджетными трансфертами из региональной казны полностью перекрываются расходы на выплату зарплаты. Поэтому «кредиторка» там просто недопустима! Теперь же из-за нескольких территорий, допустивших задолженность, мы не получим трехлетний кредит из госказны.
Между тем, занимая второе место в своей группе по объему «кредиторки», Нижнеудинский район, по данным минфина области, входит в десятку территорий, наиболее обеспеченных межбюджетными трансфертами на душу населения.
– Нельзя сказать, что район обделен в этом смысле, а вот собственные доходы консолидированного бюджета муниципалитета оставляют желать лучшего, – подчеркнул заместитель председателя правительства области Александр Ведерников. – Между тем на счетах собственно района – более 12 миллионов рублей, осуществляются прочие расходы. Еще бы несколько миллионов – и «кредиторку» можно было бы погасить.
Стоит отметить, что среди территорий, имеющих задолженность, лидером выступает Тайшетский район с долгом в 16,2 млн. рублей. Задолженности также образовались в Казачинско-Ленском (4 млн. рублей), Жигаловском
(3 млн.), Усть-Илимском (2,5 млн.), Боханском и Тулунском (по 1,4 млн.) районах, а также в Свирске (1,3 млн.). Менее 500 тыс. рублей должны Аларский, Иркутский, Усольский, Слюдянский, Эхирит-Булагатский районы и Тулун.
По распоряжению губернатора ситуация
с оплатой труда бюджетникам в муниципальных образованиях будет обсуждаться еженедельно.