Nikas S
Так подписывает свои картины Никас Сафронов
22 апреля в Иркутск 50 своих картин привез Никас Сафронов. Об этом художнике принято говорить одним из двух штампов: либо как о гении современного изобразительного искусства, либо как о светском льве, бонвиване и одном из самых ярких представителей московского бомонда. Впрочем, он сложившемуся имиджу соответствует полностью: популярность и публичность его не тяготят. Более того, мастер сознательно и старательно их культивирует, используя те самые два присвоенных ему ярлыка – гения и бонвивана.
Можно, конечно, попытаться понять, что есть Никас Сафронов на самом деле. Именно так: ЧТО, ведь это уже имя нарицательное. С одной стороны – лейбл, с другой – знак качества. И чего здесь больше, разобраться не так просто. Особенно если принять во внимание тот простой факт, что предпочтения толпы не всегда являются признаком подлинно хорошего вкуса. Однако Никаса Сафронова боготворит (а порой именно так) не только и не просто толпа. Многие и многие известные и состоявшиеся люди всего мира почитают за честь заказать у него портрет.
Одних президентов он написал «16 или 17 – точно не помню». А еще – вся творческая и культурная элита: Джек Николсон, Роберт де Ниро, Монтсеррат Кабалье, Пьер Карден, Чак Норрис, Жерар Депардье… Наших отечественных знаменитостей можно не перечислять, ограничившись простым и коротким словом «все»: от Пугачевой до Горбачева. А Владимира Путина он писал в самых разных образах и ракурсах. Судя по всему, экс-президенту понравилось: в подарок художник получил настольные часы с золотым двуглавым орлом.
Софи Лорен считает его своим другом. Дайана Росс в восторге от его манер и стиля. Мадонна готова позировать ему еще и еще, потому что трех портретов, выполненных русским художником, ей мало. Кстати, одну «Мадонну» Никас Сафронов привез в Иркутск. Сам он об этой картине говорит как об эксперименте: «Сваровски предложил мне поэкспериментировать с его кристаллами. Почему нет?» В итоге получилась Мадонна-бабочка, на крылышках которой бриллиантовый блеск модных кристаллов. Они же дрожат каплями росы на листьях папоротника. А еще: самые большие и яркие вправлены в деревянную раму, отчего картина – блистательна (по своему первому значению). Что до переносных смыслов, то многие легко и сразу же соглашаются с тем, что картина блистательна вообще. Спорить здесь не с чем, потому что справедливость поговорки про вкус и цвет сомнению еще никто не подвергал.
Тем не менее Никас Сафронов как личность, без привязки к гламурности и гениальности, весьма притягателен. Мягкий человек, обладающий ненавязчивым чувством юмора. Он легко идет на контакт, при этом не позволяя ни себе, ни собеседнику переходить границы дозволенного. Умение держать дистанцию и при этом раскрываться вдруг, совершенно не укладываясь в заданные публичным образом рамки, говорит о многом. В том числе о том, что человек, о котором говорят как о звезде первой величины (а Никас Сафронов – обладатель всех возможных званий и наград, в том числе он попал в сотню самых великих художников мира), совершенно далек от звездности.
Вместо обещанной получасовой пресс-конференции он общался с иркутскими журналистами больше часа. После чего еще минут 40 раздавал автографы и позировал фотографам. «Это моя работа», – так ответил он на вопрос о своей потрясающей доступности. Никас Сафронов никогда не отказывает в интервью, дает их в огромных количествах и всегда бесплатно. Единственное исключение – иностранные телекомпании, которые легко готовы платить ему от 10 тыс. долларов за сюжет. При этом полученные деньги автоматически уходят в две школы – в Димитровграде и в Ульяновске, – носящие имя художника.
Не отказал в интервью Никас Сафронов и газете «Областная». Рассказ художника о том, как он изобрел манную кашу для взрослых, у кого Малевич украл свой «Черный квадрат» и как самому мастеру за свою творческую карьеру удалось написать более тысячи полотен, читайте в следующем номере.
Надежда Куликова