Отто Шмидта спас иркутянин
75 лет назад, 20 апреля 1934 года, иркутские пилоты Маврикий Слепнев и Иван Доронин получили звание «Герой Советского Союза» – первыми в нашей стране (награда была учреждена 16 апреля). Бортмеханик Яков Савин был награжден орденом Ленина, пилот Виктор Галышев – орденом Красной Звезды, бортмеханик Владимир Федотов и авиамоторист Павел Шергин – орденами Трудового Красного Знамени. Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев.
13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». На его борту находились 104 человека. В критической ситуации команда полярной экспедиции известного исследователя Отто Шмидта проявила исключительную организованность и успела сгрузить на лед все необходимое для временного проживания. Так начался знаменитый дрейф на льдине челюскинцев. Правительственная комиссия решила задействовать в спасении людей авиацию. С разных направлений к лагерю Шмидта было направлено 18 самолетов с лучшими летчиками страны.
Специально для этой операции было решено купить два самолета в США. 17 февраля иркутский пилот Маврикий Слепнев и дальневосточник Сигизмунд Леваневский отправились на Аляску длинным путем – через Европу. В конечный пункт – город Фэрбенкс – они прибыли только через 33 дня, всего двое суток ушло на ознакомление с воздушным судном «Консолидейтенд Флейстер», после чего пилоты вылетели на Чукотку…
27 февраля Восточно-Сибирское управление гражданской авиации в Иркутске получило приказ: отправить по железной дороге два самолета «Юнкерс В-33» во Владивосток и далее по морю до Чукотки. Машины сопровождали пилоты Виктор Галышев и Иван Доронин, бортмеханики Яков Савин и Владимир Федотов, авиамоторист, сборщик самолетов Павел Шергин. Узнав, что пароход для перевозки самолетов на Чукотку будет готов только 20 апреля, сибиряки решили вылететь туда прямо из Хабаровска. В пургу они собирали самолеты, работая по 18 часов в сутки. 17 марта вьюга закончилась, и экипажи взяли курс на север. Топливные баки были заправлены «под завязку»; борясь с перегрузом, пилоты даже сняли кожаные пальто, лететь предстояло в открытых кабинах. Скоро снова закружила метель. Дотянуть до цели при сильном встречном ветре удалось чудом, при посадке на гладкий лед останавливать самолеты помогали пограничники, буквально повисая на крыльях. При перелете из Анадыри до базы спасателей в Ванкареме Доронин совершил поистине героический поступок. Чтобы сократить время полета вдвое, он первым в истории перелетел ледовые пики Анадырьского хребта. Конечно, рисковал, так как при вынужденной посадке шансов на спасение не было. Однако пронесло.
Только 25 марта экипаж Ивана Доронина добрался до льдины челюскинцев. При посадке подвела стойка шасси. Деталь починил Яков Савин, и через три часа самолет с пассажирами на борту взлетел, но в небе лыжа опять провисла. На аэродроме Ванкарема пилот мастерски посадил самолет на одну исправную лыжу.
…Задержавшийся из-за непогоды Маврикий Слепнев прибыл на льдину 7 апреля. При посадке порывом бокового ветра американскую машину бросило на торосы, было повреждено шасси. Пилот заночевал в лагере Шмидта, а утром началась подвижка льдов. С большим трудом полярникам удалось перетащить двухтонный самолет через большую трещину на новый «аэродром». Шасси починили, и шесть пассажиров были благополучно доставлены в Ванкарем. А 12 апреля, взяв на борт тяжелобольного Отто Шмидта, Маврикий Слепнев вылетел в госпиталь Фэрбенкса.
В экстремальных условиях из 18 экипажей, спешивших на помощь челюскинцам, только шесть смогли добраться до лагеря полярников. В числе «неудачников» оказался и Виктор Галышев – на его самолете отказала бензопомпа двигателя, после ремонта он помогал перевозить челюскинцев в бухту Провидения – к пароходу «Смоленск».
13 апреля 1934 года, ровно через два месяца после крушения судна, советские пилоты вывезли всех пленников ледового лагеря на материк. Память о героях «челюскинской» эпопеи увековечена в музее истории ФГУП «Аэропорт Иркутск».