Я бы в МЧС пошел, пусть меня научат
Пока в эксперименте участвуют два общеобразовательных учреждения Усолья-Сибирского – профильные классы МЧС появились в школах N 5 и 16. Но популярность такого образования среди подростков растет. Летом состоится первый выпуск оборонно-спортивного класса (это его второе название). Уже сейчас известно, что более половины ребят, окончивших школу по новой программе, намерены поступать в вузы МЧС
и МВД.
– Класс, смирно! – командует преподаватель ОБЖ школы N 16, отставной офицер Рустам Нигматулин. Восьмой «А» вытягивается по струнке, приветствуя вошедших директора учебного заведения и корреспондента «Областной». Юноши и девушки одеты в обмундирование профессиональных спасателей, на груди традиционная нашивка Emercom, а на спине крупная надпись «МЧС России».
– Я считаю, что форма дисциплинирует ребят. И подстегивает. Когда они ее надели в первый раз и прошлись по школе, ученики других классов смотрели с завистью, – комментирует Рустам Нигматулин.
– Некоторые друзья жалеют, что не попали в наш класс, – заметит позднее ученица Екатерина Гудкова.
Тема урока – ожоги и оказание первой помощи пострадавшим от огня. Ученикам показывают специальный фильм: на экране поминутно появляются не самые приятные кадры, но школьников они уже не шокируют – привыкли. Да и как бояться, если ты собрался посвятить свою жизнь спасению людей? Фильм явно сделан во времена СССР, но показывают «раритетное» кино вовсе не из-за ностальгии, а потому что нет современных учебных пособий. Учителя выкручиваются как могут: мало хороших учебников, современных фильмов. Да и с самим преподавательским составом есть проблема: в школах по традиции не хватает учителей-мужчин, а чтобы это были действующие или отставные офицеры – тут вообще жуткий кадровый дефицит.
– Конечно, большую помощь нам оказывают структуры МЧС и МВД, помогают с наглядными пособиями, стендами, всегда зовут нас к себе на практические занятия с детьми. Мы для них не обуза, так и должно быть в обществе, если есть спрос на профессию, то надо помогать воспитывать будущих специалистов, – поделилась директор школы N 16 Людмила Панькова.
Идея создать подобные классы – это не только веяние времени, когда повсеместно внедряется профильное обучение. В шестнадцатой школе, к примеру, учится много мальчиков, в младших классах за партами сидят всего по шесть девочек. Несмотря на то что специальности военного, спасателя или милиционера традиционно считаются мужскими, девочки идут в оборонно-спортивные классы с не меньшей охотой. Естественно, в первую очередь сюда стремятся ученики, показывающие хорошие результаты по физической подготовке, активно занимающиеся спортом. Но, как считает Людмила Панькова, любовь к физкультуре не должна быть главным критерием:
– В школе всегда на первом плане учеба. Должна быть мотивация у учеников: если я хочу быть военным, милиционером, пожарным, спасателем, я должен быть грамотным. А не так, как сейчас: сидит оперативник, составляет протокол и в каждом предложении делает по десять ошибок.
Сейчас в школе N 16 создано три класса МЧС – для учеников пятых, восьмых и десятых классов.
В школе N 5, которая, кстати, первая внедрила оборонно-спортивный профиль, учеба по специализированной программе проходит в 10-х и 11-х классах. Здесь пошли немного другим путем, учеников не только водят на практические занятия в спасательные структуры, но также приняли на работу на общественных началах действующего сотрудника МЧС, старшего инспектора ОГПН Артема Осипенко. Создать оборонно-спортивные классы администрацию этого учебного заведения тоже в какой-то степени подвигла демографи-
ческая ситуация.
– Мы ощутили, что число учащихся снижается, в городе началась конкурентная борьба за учеников. Все начали думать, чем завлечь детей. В Усолье есть три так называемых элитных заведения, которые выбрали научный профиль. Мы же остановились на оборонно-спортивном, – рассказала заместитель директора по научно-методической работе Наталья Ефремкина.
Классы сразу же стали популярными среди учеников, обучаться по новому профилю решили даже дети из Усольского района, на занятия они добираются на автобусах и электричке.
– В этом эксперименте мы участвуем уже три года, в нынешнем – выпустим два 11-х класса, 65% учеников выбрали для поступления вузы МЧС и МВД. Но даже среди тех, кому нравятся другие профессии, нет таких, кто бы пожалел, что учился в профильном классе. Они получили навыки, которые пригодятся в любой сфере деятельности, – продолжила Наталья Ефремкина.
Преподаватель профильных предметов Артем Осипенко работает в школе всего несколько месяцев, и пока он доволен своими новыми обязанностями. Старший инспектор ОГПН считает, что лучше начинать готовить профессионалов для МЧС именно со школьной скамьи. А то зачастую бывает, что на работу, например, пожарным устраиваются неподготовленные сотрудники, и на их обучение уходит много сил и времени.
Есть ученики, которые просто мечтают стать спасателями. Таких берут на социальную практику в структуры МЧС, устраивают стажерами. Это уже готовые студенты для академии Министерства по чрезвычайным ситуациям на бюджетные места. Единственное – надо сдать ЕГЭ.
В школе с сожалением замечают, что не все ведомства идут на сотрудничество с классами МЧС. Например, в отличие от спасателей и милиционеров, которые охотно преподают ребятам, невозможно договориться с врачами. А ведь знания по медицине очень важны в работе будущих спасателей.
– Людей пугают низкая зарплата, необходимость составлять программу, календарно-тематическое планирование, многие просто не умеют вести себя с детьми, – считает Наталья Ефремкина.
– Лично у меня никогда не было проблем в общении со школьниками, – замечает в свою очередь Артем Осипенко. – Мы быстро нашли общий язык, ведь дети сами заинтересованы в получении профильных знаний. Большую помощь нам оказывает Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО), организовавшее дружины юных пожарных.
Именно такая форма закрепления знаний, полученных в классах МЧС, – на практических занятиях добровольного пожарного общества, позволила Усолью выйти на лидирующие позиции в областных
соревнованиях по пожарно-прикладному делу.
– Вот только пишут о нас мало, – сокрушается инспектор Усольского ВДПО Людмила Трофимович. – Во всех газетах один Иркутск да стихийные бедствия.
А ведь работа с детьми городских и районных структур МЧС, нашей организации, отделов образования в итоге дает положительный результат. Благодаря нам школьники знают о безопасности гораздо больше своих родителей, в случае ЧП они готовы применить свои знания на практике.
Урок безопасности для малышей
23 апреля. В детском саду «Сказка» микрорайона Топкинского города Иркутска шум, смех и восторженные крики – в гости к «малышне» пожаловали сотрудники Главного управления МЧС России по Иркутской области.
После викторины на знание правил пожарной безопасности старший инспектор Управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Иркутской области Ольга Коновалова рассказала, как можно вызвать пожарную машину. Многим малышам уже знаком номер «01», но вот что говорить в трубку? Ольга предложила ребятам разыграть сцену вызова пожарной службы. На середину актового зала вынесли два игрушечных телефона, участвовать в конкурсе вызвались два самых бойких мальчика. Оказавшись на сцене, в центре всеобщего внимания, они растерялись, один от волнения долго не мог вспомнить название своей улицы. Так на примере своих друзей детсадовцы узнали, что при вызове пожарных нужно обязательно назвать свой точный адрес, имя и фамилию.
После этого дружина юных пожарных (ученики шестого класса школы N 10 города Иркутска) показала мини-спектакль. Главный герой, конечно же, огонь. «Он бывает разным: диким, неуправляемым, сметающим все на своем пути или «ручным», способным согревать и приносить пользу», – декламирует ведущая.
Такая форма подачи информации детям намного эффективнее обычной беседы, отмечает воспитатель Людмила Самарина:
– Дети этого возраста лучше воспринимают информацию через игру, она позволяет увлекательно рассказывать о серьезных вещах. Сегодняшний день ребятишки запомнят надолго.
Наконец мероприятие подходит к концу. Ребят собирают и выводят на улицу. А там вместо прогулки – смотр настоящей пожарной техники! Восторгу ребятни не было предела, с веселыми возгласами все устремились к машинам. Спасатели продемонстрировали ребятам возможности пожарной техники, даже показали, как выдвигается лестница.
Заведующая детским садом Лидия Кузнецова сказала, что подобные мероприятия в учреждении проходят регулярно:
– Дети стали более серьезно относиться к правилам личной безопасности. Раньше, бывало, и спички могли с собой принести «поиграть». Сейчас такого нет.
Любовь Габеева