На какую зарплату может замахнуться мэр?
Какая зарплата может быть у мэра? Этот вопрос, наряду со многими другими, задали заместителю министра финансов Алексею Зезуле депутаты дум Иркутска, Иркутского, Слюдянского, Ангарского и Шелеховского районов, собравшиеся на обучающий семинар Законодательного Собрания. Народные избранники, многие из которых пришли в думы в ходе осеннего призыва и не успели еще получить законотворческие навыки, интересовались: раз мэрскую щедрость по отношению к самому себе не может укротить даже мировой кризис, будет ли изобретен способ отлучить муниципальных глав от бесконтрольной пастьбы на бюджетной лужайке?
Как выяснилось, способ существует уже четвертый месяц. Еще в декабре прошлого года было принято постановление правительства Иркутской области о предельных нормативах оплаты труда выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Оно основывается на новой редакции Бюджетного кодекса РФ, который запрещает дотационным территориям самовольничать с зарплатой мэра и его окружения.
Принцип статьи 136 Бюджетного кодекса простой: можешь нарисовать себе какую угодно зарплату, но для этого откажись от трансфертов сверху и обходись собственными доходами. Не можешь обходиться и живешь с бюджетом, который на 10% и выше строится на дотациях, – урезай зарплату до приличествующей суммы, которую и предписывает постановление о предельных нормативах оплаты труда. Эти нормативы рассчитываются исходя из многих показателей, в том числе и количества исполняемых местной властью полномочий.
– Если поселение большинство своих полномочий делегирует на следующий уровень, оставляя себе пару-тройку не очень обременительных, то и зарплата мэра должна делегироваться тому, кто умеет работать, – отметил Алексей Зезуля.
Под ножницы постановления не попадают лишь три муниципальных образования региона – Иркутск, Братск и Ангарский район, которые живут на собственные доходы. Все остальные, в той или иной степени получающие поддержку из областного бюджета, обязаны подчиниться нормативам. Но, как выясняется, подчиняться не хочется. Уже посыпались обращения в Законодательное Собрание с просьбой сделать послабление: мол, такими зарплатами хороших специалистов не удержать. А уж мэров, привыкших к стотысячным доходам, тем более. Разбегутся.
Участников семинара также волновала ситуация с выплатой отпускных работникам образовательных учреждений. Сумеет ли бюджет поднять эту сумму, не будет ли задержек? Действительно, согласился Алексей Зезуля, это большой пресс для казны, но «уже сейчас началась подготовка к выплате денежных средств учителям».
Советы Алексея Зезули по поводу нынешней кризисной ситуации походили на команды капитана корабля, севшего на мель, – выбросить за борт все ненужное. Только вместо груза – лишние расходы:
– Областное правительство сократило расходы на связь, «коммуналку», командировки. Еще осенью отменены все премиальные выплаты, а также закупка новых автомобилей. В то же время в некоторых районах расширяется автопарк, закупаются дорогие модели. Это, я считаю, пир во время чумы.
Экономическую ситуацию, складывающуюся в области, обрисовал вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. Несмотря на сложности с финансами, инвестиционные программы решено не сворачивать. Продолжатся работы по газификации, по внедрению передовых технологий в лесоперерабатывающую отрасль, по строительству алюминиевого завода в Тайшете.
Геннадий Истомин отметил, что принятая в области антикризисная программа как никогда консолидировала обе ветви власти: и законодательную, и исполнительную. Аналогичные программы принимаются и в муниципальных образованиях.
– Во многом от настойчивости и принципиальности депутатов городских и районных дум зависит, чтобы эти программы не остались бумажными декларациями, а стали руководством к действию в нынешнее кризисное время. Главная наша задача: ни в коем случае не снизить уровень социальной защиты населения, – напутствовал муниципальных депутатов вице-спикер.
Иркутский семинар ЗС собрал более 100 депутатов
21 апреля в Законодательном Собрании прошел тематический семинар для депутатов дум Иркутска, а также Иркутского, Слюдянского, Ангарского и Шелеховского районов. Его главная цель – укрепление связей между представительными органами власти всех уровней. Руководил семинаром вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. В мероприятии приняли участие более 100 муниципальных депутатов, а также региональные парламентарии и руководители областных министерств.
Заседание открыл Геннадий Истомин, который рассказал, какие первоочередные антикризисные меры предпринимают Правительство РФ и правительство Иркутской области. Далее участники семинара заслушали доклады: об итогах муниципальной реформы и задачах на 2009 год; о межбюджетных отношениях в условиях кризиса; о борьбе с коррупцией и разработке антикоррупционного законодательства. В заключение теоретической части опытом работы поделились председатели дум Иркутска и Иркутского района Андрей Лабыгин и Анатолий Прокопьев. О работе в избирательных округах рассказали депутаты ЗС Татьяна Семейкина и Борис Басманов.
Практическая часть семинара была разделена на два круглых стола: «Формирование и исполнение бюджета муниципальных образований Иркутской области. Проблемы и пути решения» (руководители – Геннадий Истомин и председатель бюджетного комитета ЗС Сергей Курилов) и «Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса» (руководитель – председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Нина Чекотова).
Обучающие и тематические семинары – одна из форм взаимодействия областного парламента с муниципальными думами. Ведется постоянная системная работа в этом направлении. На сайте ЗС действует заочная консультация для депутатов, ни один заданный вопрос не остается без ответа.
Татьяна Семенова