27.04.2009 12:00
Теги
27.04.2009 12:00

Выбирайте не учебную программу, а учителя

Министр образования ответил на вопросы жителей области

Горячая линия министерства образования Иркутской области начала работать неделю назад. Первый сеанс прямой связи с жителями региона провел глава ведомства Виктор Басюк. За час он ответил на 28 вопросов, самые интересные из них мы публикуем. По окончанию разговора министр подчеркнул, что такое общение необходимо как родителям, имеющим массу вопросов по работе детских садов и школ, так и областным чиновникам, которым необходима четкая и конкретная информация о функционировании учебных заведений на местах.

Татьяна Сергеевна, Иркутск:

– Почему можно учиться только в школе по месту жительства, а если выбираешь другую, нужно проходить тестирование?

– По действующим санитарным правилам и нормам (СанПиН), школа должна находиться в шаговой доступности от места жительства ребенка, при этом по пути на учебу он не должен пересекать крупные магистрали. Другой нормативный акт, уже органов местного самоуправления, определяет, какой микрорайон города за какой школой закреплен. Однако Федеральный закон «Об образовании» позволяет родителям выбрать любое образовательное учреждение для своего ребенка при условии, что там есть свободные места.

В свою очередь комплектование школы ведется из детей, проживающих на закрепленной за ней территории. Если после этого остаются места, руководство учреждения имеет право взять любого другого ребенка. В то же время, если ученик переводится из одного учебного заведения в другое, например, из общеобразовательной школы в лицей, где ведется углубленное изучение предметов, там вправе проверить его первичные знания, чтобы определить, сможет ли он осилить более сложную программу.

Сергей Завьялов, Иркутск:

– В школе N 18 два года детям давали кислородные коктейли. Почему с января их отменили?

– Данная деятельность, насколько я знаю, проводилась незаконно, без соответствующих документов. В школе прошла проверка, которая выявила нарушения, и коктейли отменили.

Любовь Бакланова, Иркутск:

– Двое моих детей посещают детский сад N 50 в поселке Жилкино. Почему нас заставляют делать в группах ремонт за свой счет?

– Сегодня ограниченность муниципальных бюджетов не позволяет выделять средства на ремонт образовательных учреждений. Но я точно знаю, что в Иркутске есть деньги на приобретение строительных материалов для текущего ремонта. В то же время руководство учреждений вполне может обращаться к родителям с просьбой о помощи и содействии в проведении ремонта. Думаю, что обе стороны заинтересованы в том, чтобы дети проводили время в помещениях, соответствующих санитарным правилам и нормам, – чистых и комфортных.

Маргарита Григорьевна, Шелехов:

– Руководство школы N 2, в которой учится мой ребенок, на общем собрании родителей заявило о необходимости сбора средств на хозяйственные нужды. По их словам, у школы бедственное положение, даже в долг продукты берут.

– Это общеобразовательное учреждение?

– Да.

– Необходимо выяснить все аспекты, сейчас сложно что-либо сказать. Ответ вам вышлем по почте. Однако, думаю, что в данном случае либо утрируется ситуация, либо руководитель неправильно донес информацию. Сейчас существует четкое разграничение полномочий: учебные расходы – это оплата труда и учебных пособий – несет областной бюджет, содержание помещений школы – муниципалитет. Местные власти обязаны обеспечивать хозяйственные нужды общеобразовательных учреждений. Тем более речь идет о Шелехове, где не могут быть такие сложности с наполнением бюджета.

Татьяна Владимировна, Жигалово:

– Как перевести ребенка-инвалида на домашнее обучение?

– Сейчас в нашей области обучаются 2 тысячи 570 детей-инвалидов, в том числе 897 – на дому. Для организации домашнего обучения необходимо обратиться в администрацию школы по месту жительства. Если там не примут никаких мер, обращайтесь в муниципальный орган управления образованием, который контролирует организацию домашнего обучения в общеобразовательных школах.

Сергей Геннадьевич, Иркутск:

– Как переживает кризис система среднего специального образования?

– Мы сейчас работаем над оптимизацией этой системы. Выработанные меры связаны, скорее, с рациональным использованием имущества. Так, идет объединение колледжа сервиса, финансов и связи с профессиональным лицеем N 38. Дело в том, что эти учебные заведения обучают по смежным специальностям, только одно – на уровне начального профессионального, а другое – среднеспециального образования. При этом наполняемость и в колледже, и в лицее ниже регламентированной. Также во внимание был принят тот факт, что состояние здания одного из них не отвечает требованиям СанПиНа. Его мы передаем в комитет по управ-лению государственным имуществом, чтобы не нести расходов по содержанию.  

– А не получится как с садиками, которые в свое время были переданы различным структурам, а когда детей стало много, выяснилось, что вернуть их невозможно?

– Высвобождаемое здание, как я уже сказал, находится в плачевном состоянии, а уж через десять лет, когда число студентов увеличится, и вовсе превратится в аварийное. Поэтому о нем жалеть не стоит. Нормальные здания мы не будем выводить из системы, лучше на время разместим там структурные подразделения министерства образования.

Наталья Михайловна, Тулун:

– Почему в нашей школе по рекомендации муниципального отдела образования сократили сотрудников воспитательного центра – педагогов-организаторов, социальных работников и психологов?

– Есть нормы финансирования, которые определяют фонд оплаты труда образовательного учреждения. Кроме того, действует приказ Министерства образования РФ, в котором прописаны штатные нормативы – сколько должно быть учителей на то или иное количество учеников. Есть там и педагоги дополнительного образования, количество которых зависит от числа классов-комплектов. Сколько их у вас?

– В нашей школе их 20.

– Это получается одна ставка педагога дополнительного образования. Думаю, что говорить об образовательном центре здесь не имеет смысла. Впрочем, муниципалитет при наличии свободных средств в доходной части бюд-жета может вводить ставки, в том числе педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, психологов. Но оплата этим сотрудникам должна осуществляться за счет муниципальной казны.  

Оксана Дмитриевна, Тулун:

– Мой ребенок учится в одиннадцатом классе. Недавно он сдавал пробный ЕГЭ, и по математике показал совсем низкие результаты. Мальчик шел на серебряную медаль, а набрал всего 13%. Говорит, были вопросы, которые они не изучали по школьной программе.

– Сегодня тесты ЕГЭ составляются в строгом соответствии с государственным образовательным стандартом. Это тот минимум знаний, который школа обязана вложить в ученика за 11 лет обучения. Так что, думаю, в вашем случае недоработал преподаватель – не смог дать весь объем знаний ребенку. Поэтому советую прямо сейчас, пока есть время до экзамена, предъявить претензию школе и учителю, который подготовил ученика с таким низким результатом.

– Но они говорят, что программа, по которой готовятся к ЕГЭ, преподается только в лицеях.

– Я еще раз говорю, есть государственный образовательный стандарт. И если ваш ребенок не выполнил углубленную часть теста под грифом «С», он все равно должен показать больше, чем 13%. Здесь только вина учителя, он не дал весь объем знаний, предусмотренный для одиннадцатиклассника образовательным госстандартом.  

– Есть ли какие-либо карательные меры для таких учителей?

– Эти меры может применить только родитель. У нас правовое государство. Обучение в школе – образовательная услуга, за которую мы, как налогоплательщики, платим деньги. А значит, в случае неудовлетворительного выполнения, имеем право предъявить претензии. Поэтому родитель, если не доволен деятельностью школы, может предъявить претензии руководству учебного заведения.

– Так они мне скажут, что это ребенок дебил.

– Если имеется в виду олигофрения в степени дебильности, то этот диагноз устанавливается врачами. А педагоги обязаны были такого ребенка своевременно направить на медицинскую комиссию. Если не сделали этого, то должны были научить его тому, что предусматривает госстандарт. И они за это несут ответственность. И вы имеете право предъявить им претензии. Как и в случае с другими услугами – обратиться с иском в суд. Но пока таких прецедентов не было.

Людмила Борисовна, Иркутск:

– Я пришла записать ребенка в школу N 6 на программу «Гармония», а мне сказали, что по какому-то приказу они перешли на «Традицию». Выходит, наших детей лишили права выбора школьной программы?

– А почему вы отдаете предпочтение учебно-методическому комплексу «Гармония»?

– У меня старший ребенок по нему занимался. И вижу, что он действительно лучше.

– Сегодня, по государственному образовательному стандарту, какой бы из пяти учебно-методических комплексов начальной школы вы ни выбрали, общий объем знаний по окончанию четвертого класса будет одинаков.

– Но «Гармония» – развивающая программа…

– Все пять комплексов являются развивающими, они таковы априори. Я бы вам советовал выбирать не программу, а учителя. Если это будет профессиональный педагог, то какой бы комплекс он ни реализовывал, он научит ребенка всему, чему нужно.

Кстати, для того, чтобы у родителей была возможность сменить учителя после первого класса и не менять при этом учебно-методический комплекс вместе с комплектом учебников, нами была распространена рекомендация всем школам области организовать преподавание в параллели по одной программе. Руководители школ с этой рекомендацией согласились.