27.04.2009 12:00
Теги
27.04.2009 12:00

Кризис помогает учить немецкий язык

На уроках лучшего учителя 2009 года Елены Ивановой

На учительском небосклоне Приангарья зажглись новые звезды. Среди них – как вчерашние выпускницы педагогического университета, так и признанные мэтры. Объединил их областной конкурс «Учитель года – 2009», который для одних стал ступенькой к развитию, а другим подарил новых друзей и яркие впечатления. Состязания за звание лучшего педагога получились насыщенными и сложными. Конкурсанты пели и плясали, демонстрировали на открытых уроках свои методики преподавания, делились опытом. На сон у них оставалась всего пара часов в сутки. Но, как убедилась газета «Областная», игра стоила свеч, и на всероссийском этапе конкурса наш регион будет выглядеть достойно.

Первые сложные испытания начались во второй конкурсный день. Вытянув жребий, учителя разъехались по иркутским школам проводить открытые уроки. Преподавателю начальных классов из поселка Еланцы Ольхонского района Оюне Михайловой предстояло знакомство с второклашками школы N 17. 30 минут урока пролетели, как мгновение, и жюри отправилось в соседний кабинет оценивать работу следующей конкурсантки.

– Психологически мне было очень сложно, – призналась нам Оюна Михайлова. – Я работаю по образовательной программе «Гармония», а эти ребята учатся по «Школе 2100», поэтому много времени ушло на то, чтобы добиться реакции детей на выданный учебный материал. Кроме того, в отличие от моих сельских учеников, городские ребята делают все медленно и кропотливо. Чтобы урок проходил быстро и интересно, я, наряду с обычной школьной доской, использую мультимедийный проектор. Этого требуют и новые образовательные стандарты. Если 15 лет назад мне достаточно было научить ребенка хорошо писать и читать, то теперь уже с первого класса нужно начинать готовить его к ЕГЭ. 

Для семиклассников школы N 17 провела урок преподаватель информатики из школы N 1 Свирска Эллина Юсупова. Она рассказывала о молодежных субкультурах, проблемах наркомании, детского алкоголизма и суицида. В своей родной школе учитель никогда не работала классным руководителем, но его роль выполняет почти каждый день, разбирая с учениками конфликтные ситуации и психологически поддерживая их.

Почти у всех конкурсанток за плечами богатый опыт проведения открытых уроков. Только для учителя химии и биологии усть-ордынской школы N 2 Оксаны Мироновой это испытание стало первым в профессиональной практике. Боевое крещение девушка прошла весьма успешно, несмотря на форс-мажорные обстоятельства.

– В школе я работаю второй год по методике индивидуального обучения детей с разными типами темперамента. Открытый урок решила провести по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Но буквально накануне директор школы сообщила мне, что у них химию изучают не с восьмого, а с седьмого класса, и ребята уже давно эту тему прошли. Я всю ночь не спала, чтобы подготовить другую – «Щелочные металлы», – рассказала Оксана Миронова.

Перед подведением итогов конкурса мы встретились с жюри. Как рассказала заведующая кафедрой педагогики Института повышения квалификации работников образования Наталья Переломова, в этом году особое внимание судьи обращали на наличие у учителей комплексного подхода к образовательному процессу. Иными словами, конкурсант должен был показать себя как хороший преподаватель, воспитатель и методист. 

– Сегодня важно давать тему урока с разных сторон, переключаясь на другие школьные предметы. К примеру, на вопрос о появлении жизни на Земле можно найти ответы и в физике, и в истории, и в биологии. Но знакомство с учебным материалом – это лишь одна из задач педагога. Еще он должен учить детей находить и анализировать информацию, применять ее на практике, сотрудничать, грамотно выражать мысли.

Призеры конкурса этим критериям четко соответствуют. Так, занявшая третье место учитель биологии школы N 1 Жигалово Ольга Емельянова использует технологию концентрированного обучения.

– Старшеклассники у нас разделены на профили, и в социально-гуманитарных классах биологию положено вести лишь раз в неделю. Это очень трудно, потому что приходится то и дело повторять пройденный материал. Поэтому я решила преподавать свой предмет единым блоком, то есть за два месяца – по шесть уроков в неделю – пройти все темы, проверить знания и освободить ребят от биологии на весь оставшийся учебный год. А тех, кому мой предмет по душе, приглашаю в кружок юных ботаников. В прошлом году мы с ребятами изучали целебные минеральные источники на озере Дикуши в селе Чикан.

А вот учитель биологии усть-илимской школы N 2 Наталья Бровкина, занявшая второе место, большое внимание уделяет научно-исследовательской работе своих учеников.

Но самое яркое впечатление на жюри произвела преподаватель немецкого языка ангарской гимназии N 1 Елена Иванова, которая в итоге и была признана лучшим учителем 2009 года в Иркутской области. На открытый урок она пришла, переодевшись продавцом, и заявила детям, что в ее магазине есть вакансия маркетолога. Этот специалист нужен для того, чтобы во время кризиса грамотно рекламировать товар. Ученики, желающие занять эту должность, придумывали на немецком языке различные рекламные слоганы, устроив настоящую распродажу.

– Мой главный принцип – вовлечь ребенка в учебный процесс, – поделилась Елена Иванова. – Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи, и я запомню. Вовлеки меня, и я пойму».

Верным помощником лучшего учителя Приангарья является компьютер. Он позволяет экономить время, разнообразить урок и, что самое важное, исключить субъективизм в оценке уровня знаний учеников.

Внеурочную деятельность своих воспитанников Елена Иванова тоже стремится сделать интересной и запоминающейся. В гимназии она руководит евроклубом, где дети изучают языки и культуру европейских государств, путешествуют по западным странам. А еще – работает школьным психологом. Именно эта вторая профессия помогала на конкурсе держаться уверенно и с легкостью выходить из форс-мажорных ситуаций. Например, когда сломалась техника во время презентации проекта.

– Мой общий педагогический стаж – 12 лет, – рассказала Елена Иванова. – Когда поступила в Иркутский институт иностранных языков – ныне лингвистический университет – думала, что буду работать переводчиком. Но на пятом курсе проходила практику в родной гимназии, и мне поручили классное руководство над пятиклашками. Как я их могла бросить? И самая главная награда для меня – это то, что они – уже вузовские пятикурсники – пришли болеть за меня на конкурсе. И профессия многих из них связана именно с немецким языком.

 

Сергей Сокол жалеет, что не сдавал ЕГЭ

Десять лауреатов конкурса «Учитель года – 2009» в четверг побывали на встрече с первым заместителем председателя правительства Иркутской области Сергеем Соколом, задать ему вопросы, большинство которых касались сферы образования.

– Наша школа находится в аварийном состоянии, планируется ли построить новую? – спросила учитель истории из Заларинской школы N 1 Ирина Ермоленко.

– Вопрос по вашему учебному заведению будет рассмотрен на ближайшем заседании правительства, – ответил Сергей Сокол. – А в целом проблема возведения новых школ требует серьезных финансовых вложений. Находится она в совместной компетенции Иркутской области, муниципалитетов и федерального центра. Мы ее решаем в рамках программ по развитию села и строительству социально значимых объектов. В настоящее время за счет областного бюджета строятся школы в деревне Тарнополь Балаганского района, в поселке Усть-Уда, в селах Атагай и Нерха Нижнеудинского района, поселке Качуг, селе Русские Янгуты Осинского района и в других населенных пунктах. Кроме того, до 2014 года в области запланировано построить 77 детских садов, 11 пристроев к действующим садикам и реконструировать 55 до-школьных учреждений.

Большое оживление среди участников беседы вызвал вопрос о Едином государственном экзамене. Оценку новой системе аттестации выпускников школ Сергей Сокол дал, основываясь на собственном примере:

– Я в 1987 году поступал в МГИМО и, конечно, по тем временам, как сын дипломата, считался поступающим по блату. Испанский язык, который нужно было сдавать в качестве вступительного экзамена, я учил не в школе, а на Кубе. Но преподаватели, послушав меня, сказали, что способностей к изучению языков у меня нет, несмотря на отличную разговорную речь. Сейчас я понимаю, что гораздо лучше на том испытании показал бы себя какой-нибудь сельский парень, который учил язык в школе по всем правилам. Так вот, система ЕГЭ, на мой взгляд, призвана сблизить стартовые возможности детей при поступлении в вузы и ссузы, обеспечив независимость оценки.