Опасные «Прелести измены»
В музыкальном театре поставили еще один спектакль о любви
Казалось бы, что может быть банальнее темы адюльтера в музыкальном спектакле? На этой пикантной детали закручен почти каждый сюжет. Однако так весело и вместе с тем так серьезно о теме супружеской измены со сцены Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского еще не говорили.
Вчера состоялась последняя премьера сезона – мюзикл-шоу «Прелести измены» по пьесе итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии Дарио Фо, с музыкой композитора Марка Самойлова. Поставил спектакль художественный руководитель Санкт-Петербургского театра рок-оперы Владимир Подгородинский.
«Прелести измены» – это комедия с элементами драмы. Можно беззаботно смеяться над тем, как люди поют и пляшут на обломках собственной жизни, но нет-нет, а «внутренний нерв» пьесы задевает за живое, ведь Дарио Фо не понаслышке знал, о чем писал. Пьеса, которая в оригинале называется «Свободная пара», биографична и рассказывает об отношениях автора с его женой актрисой Франке Рамэ. Эта подробность интригует.
Главный герой Карло не пропускает ни одной юбки, четко разделяя секс и брак, а его жена Антония пытается вернуть супруга в лоно семьи. Получается, что Дарио Фо не только на собственном опыте осознал губительность порочных связей, но и имел смелость шутить над сильным полом. Женщинам в пьесе, конечно, тоже достается, но по самому минимуму. Однако при этом воспитательно-назидательного духа в спектакле нет и в помине. Напротив, все очень весело. Даже декорации заставляют улыбнуться: красная «рамка» сцены, в которой сияет прозрачный полог с тремя тысячами CD-дисков, огромные блестящие буквы «M» и «W», как бы подчеркивающие гендерное неравенство, поворачиваясь изнанкой, становятся женским будуаром и мужским баром. Оформил спектакль лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Степан Загробян из Ростова-на-Дону.
– Это мюзикл-шоу о любви, о том, как люди сквозь годы идут друг к другу, преодолевая соблазны, – рассказал Владимир Подгородинский. – Марк Самойлов не только написал очень яркую музыку, но и доверил мне сделать свою редакцию. Благодаря этому в спектакле соединены хард-рок, хип-хоп, рэп, итальянское бельканто и другие музыкальные стили. Калейдоскопичность музыкального оформления повела за собой художника, который создал очень выразительные и символичные декорации. Например, на сцене висят СD-диски, которые символизируют жизнь Карла, его иллюзии, увлечения, количество его женщин. Потом происходит их обрушение, и он понимает, что истина – в любви.
Главные роли в разных составах исполняют актерские пары Анна Рыбникова – Евгений Алешин и Юлия Пихтина – Игорь Ладейщиков. Кроме героев, на сцене – балетная труппа музтеатра в полном составе. Балетмейстером выступил лауреат Государственной премии РФ и национальной театральной премии «Золотая маска» Сергей Грицай из Санкт-Петербурга. Средствами балета в спектакле выражаются настроение персонажей и суть происходящего. Это и похоронный оркестр, как бы предостерегающий от трагического финала, когда Антония пытается покончить с собой. И потрясающий по яркости бразильский карнавал, ассоциирующийся с любовью и свободой.
Кстати, исполнители главных ролей моложе стереотипного представления о героях «Прелестей измены», ведь часто Карло и Антонио играют зрелые актеры. Для Владимира Подгородинского это принципиально, он считает, что о любви со сцены должны говорить именно молодые. Ведь нет четкого срока, когда страсть превращается в рутину и супругам хочется внести в свою жизнь «свежую струю».
– Я не помню, когда у Дарио Фо был этот период, может быть, ему было около 40. Нашему первому составу, по визуальному ряду, за 30 лет, – поясняет режиссер. – Второй состав совсем молод, но это эксперимент, я дал им возможность поиграть такие сложные вещи. Но это лучше, чем если бы эту историю разыгрывали 60-летние. Я видел такой спектакль, и это сморится весьма странно. Моя Антония – женщина очень привлекательная. И вопрос «почему этот идиот-муж в упор не замечает ее прелести?» должен висеть в зале.
По мнению Владимира Подгородинского, на сцене вообще желательно задавать вопросы, а не отвечать на них. Только тогда постановка имеет смысл. Какой – каждому зрителю решать самому.
Фото Игоря Сирохина