06.05.2009 12:00
Рубрики
Власть
Теги
06.05.2009 12:00

Малая подушка безопасности региональной экономики

12% внутреннего валового продукта Иркутской области создают предприятия малого бизнеса. Как превратить этот сектор экономики в настоящую подушку безопасности, решали на организованном в региональном парламенте круглом столе «Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Иркутской области».

– По данным за прошлый год, объем налогов, собранных с предприятий малого и среднего бизнеса, составил 2,5 миллиарда рублей, – рассказала глава комитета по собственности и экономической политике Нина Чекотова. – И это только по основным видам налогов: упрощенному, единому налогу на вмененный доход и единому сельскохозяйственному налогу. Обороты малых предприятий также впечатляют: за 2008 год через них прошло порядка 136 миллиардов рублей.

Средняя зарплата в этом секторе, конечно, невелика – около 11 тыс. рублей, однако за год она выросла практически на 30%.

Но у малого бизнеса по-прежнему немало проблем. Это и налоговое бремя, и сложность в получении кредита, высокая стоимость аренды помещений, электроэнергии, технического подключения. Не уменьшается и количество проверок малого бизнеса. При этом предпринимателям порой просто некуда пожаловаться на чересчур активных проверяющих, рассказала председатель совета Иркутского регионального объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» Валентина Сокова.

– Часто ответ на наши жалобы дает та же инстанция, то же должностное лицо, на которых жаловались. В таких случаях единственным выходом остается только обращение в суд.

Но внешние препятствия – не единственные на пути развития «малышей».

– Из 136 миллиардов рублей оборота малых предприятий, – приводит цифры директор Иркутского агентства развития бизнеса Владимир Снегирев, – около 90 миллиардов приходится на торговлю. Это говорит о том, что мы не сумели развить благоприятную среду для организации предприятий, которые создают добавленную стоимость, а не торговую надбавку.

Не хватает малому бизнесу и поддержки региональных властей, считает вице-спикер ЗС Геннадий Истомин.

– Если раньше позиция региональных властей была ориентирована на поддержку малых предприятий, то сейчас больше внимания уделяется крупному бизнесу. При этом все большие предприятия стали цеховыми подразделениями российских компаний.

А пока бюджетные инвестиции, которые могли бы помочь реализации многих идей в малом бизнесе, невелики. В соседних регионах, Новосибирской, Томской областях, Красноярском крае, приводит примеры Владимир Снегирев, господдержка в разы выше, чем в Приангарье. 

– Однако прямой зависимости между количеством выделенных денег и темпами развития бизнеса нет, – не согласен с предпринимателем министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимир Пашков. – Главное не в том, чтобы дать денег, а чтобы получить результат.

Чтобы сделать малый бизнес конкурентоспособным и задействовать больше экономически активного населения, нужно вовлечь в процесс все уровни власти, уверен министр. Особая роль при этом отводится властям на местах. Именно они ближе к предпринимателям, они знают об их проблемах, и в их же полномочиях многие из них решить. Но пока, отмечает Владимир Пашков, эти механизмы плохо работают. Так, в 17 муниципалитетах не разработаны программы развития малого и среднего бизнеса, которые являются условием получения софинансирования из вышестоящих бюджетов (при том, что региональными властями уже разработана типовая программа). Кроме того, считают в правительстве, территории должны активнее привлекать малый бизнес к выполнению муниципальных заказов, что обеспечит сбыт их продукции.

Кстати, организация спроса – большая проблема для многих предпринимателей. Для ее решения, уверен Владимир Снегирев, необходимо формирование информационно-консультационной инфраструктуры. С этой целью на базе агентства развития бизнеса планируется создать информационно-корреспондентский центр, который будет оказывать бизнесменам услуги по поиску бизнес-партнеров, в том числе за рубежом (для этого центр поможет предпринимателю с переводом документов на нужные языки, организует участие специалиста в первых переговорах). Сеть таких центров уже давно успешно работает по всему миру, несколько подразделений открыто в российских регионах. По проекту центр – это некоммерческая структура, поэтому большая часть услуг будет бесплатной. Финансирование планируется получать из федерального, регионального и местных бюджетов.

Еще одна форма поддержки малого бизнеса – гарантийный фонд, который будет заниматься микрокредитованием предпринимателей. Как подчеркнул Владимир Пашков, решение о создании фонда уже принято, осталось решить только некоторые процедурные вопросы.

Также на стадии решения вопрос об изменении условий «малой приватизации». Напомним, сейчас предприниматели имеют право преимущественного выкупа недвижимого имущества площадью 350 квадратных метров с рассрочкой на три года. Власти намерены увеличить максимальную площадь выкупаемых помещений не менее чем до 1000 «квадратов», также будет продлен и срок рассрочки.

Еще один незакрытый вопрос – снижение ставки упрощенного налога. Такую возможность федеральное законодательство предоставило регионам в рамках антикризисных мер. Субъекты могут снизить налоговую ставку с 15% до 5%. Безусловно, власти должны взвешенно подойти к этому решению, согласны депутаты. Как сообщил Геннадий Истомин, при снижении ставки до 5% выпадающие доходы могут составить около 560 млн. рублей.

– Но нас это не пугает, ведь большее количество людей тогда придет в малый бизнес, – уверен депутат. – Кроме того, усилив контроль за выплатой заработной платы, мы могли бы через налог на доходы физических лиц вернуть в казну тот же объем средств. Пока решение не принято, в правительстве этот вопрос изучается, и тема не закрыта.