08.05.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
08.05.2009 12:00

Олег Ширшов: Настало время технологий сервиса

В конце XIX века многие считали, что в физике ничего нового уже не придумать. Все изучено и открыто. Ошибались. Изобретения того времени, в первую очередь радио, можно считать прародителями обыденных сегодня вещей – телевидения, сотовых телефонов, компьютеров, роботов и даже космических станций. И предел возможного не достигнут. Технологии развиваются семимильными шагами.

Через 10–20 лет Интернет станет еще быстрее, телевизоры – такими тонкими, что их можно будет свернуть в трубочку и носить с собой в сумке. Но это в заманчивом будущем. А пока и настоящее не менее насыщенно. О новых технологиях и возможностях современных цифровых коммуникаций мы поговорили с Олегом Ширшовым, директором иркутского филиала ОАО «Сибирьтелеком». Тем более повод подходящий – 7 мая связисты отметили свой профессиональный праздник – День радио.

– В этом году ваша компания внедрила множество новинок. Цифровое телевидение «ТВист», технологию беспроводного доступа в Интернет Wi-Fi в иркутском аэропорту. А помнится, еще совсем недавно во Всемирную сеть мы выходили под скрипящие звуки модема, подключенного к телефону. Кто постоянно подталкивает к появлению новаций?

– Сам потребитель. Коммутируемый доступ в Интернет уходит в прошлое. Его уверенно сменяет технология ADSL, позволяющая использовать обычную телефонную линию одновременно и для разговоров, и для скоростного доступа в Интернет. Сегодня услугами широкополосного доступа пользуются 55 тысяч жителей Приангарья, что говорит о востребованности этого нововведения.  

Кроме того, в Иркутской области очень много альтернативных операторов – более 180 компаний, поэтому нам все время кто-нибудь дышит в затылок. Так что останавливаться в своем развитии просто нельзя.

– Не рискованно запускать новые проекты в кризис?

– Это плановые новации, к которым мы начали готовиться еще три года назад. Вообще специфика проектов в области связи в том, что они все долговременны. Инвестиционный период составляет от двух до трех лет. Конечно, запускать новые проекты в кризис рискованно. Например, услуга Wi-Fi не стала массовой. Эта технология рассчитана на мобильных людей, то есть на тех, кто часто ездит в командировки. Однако деловая активность из-за финансовой нестабильности снизилась, и пока Wi-Fi не пользуется широким спросом. Но уверен, в будущем эта услуга станет востребованной. 

– Кстати, у Wi-Fi есть прямой конкурент – сотовая связь третьего поколения, с помощью которой также можно получить беспроводной доступ в Интернет.

– Технологии все же отличаются. Разное назначение и разная скорость доступа. Сотовые компании пока могут обеспечить скорость до 2,5 мегабита в секунду, Wi-Fi – 54 мегабита.

– По другим направлениям у вас тоже много пересечений с сотовыми операторами. В чем их преимущества?

– В технологиях сервиса. Сотовые компании начинали с нуля и с очень динамичной услуги. Когда в 1995 году заработала наша дочерняя компания «Байкалвестком», мы планировали охватить за два года пять тысяч человек. Но мы не понимали, что это за услуга, не с чем было сравнивать. В итоге запланированное количество абонентов компания получила за два месяца. А за 14 лет было продано более двух миллионов сим-карт. Сотовая связь оказалась очень востребованной. И с ней пришла новая технология обслуживания клиентов, которой мы не владели. Ее привнесли западные компаньоны, показали нам, как нужно вести себя с клиентами, как работать на рынке.

Помню, в 1995 году я съездил на курсы в Москву. По возвращении стал рассказывать абонентскому отделу о том, что нужно проводить маркетинговые исследования, думать, как дальше развивать рынок связи. Специалисты мне ответили, что у них очереди за подключением обычного телефона, как за финскими сапогами. Так зачем же заниматься развитием связи, улыбаться клиенту? Мы были далеки от всего этого. А «сотовики» сразу стали работать по западной идеологии. И нам есть чему у них учиться.

– Например?

– Мы переняли у сотовых компаний технологию гибкого тарифного плана, когда клиент может варьировать свои траты. И сейчас наша компания обновляет линейку тарифных планов широкополосного доступа в Интернет. Это позволит экономить до 33% трат абонентов.

– Внедрение волоконно-оптических линий позволило перейти на совершенно иной уровень развития связи. Правда, доступен он пока далеко не всем. Когда оптика войдет в каждый дом?

– Уровень развития связи является индикатором уровня развития экономики. Все определяется потребностью. Если население будет оплачивать услугу, она станет развиваться. Сейчас мы реализуем в Иркутске проект Ethernet to the Home – «Оптика в каждый дом», который обеспечит скорость доступа до 100 мегабит в секунду.

– Некоторые провайдеры предлагают изъять и поделить все коммуникации связи в Иркутске, которые, подозреваю, принадлежат вашей компании на равных коммерческих условиях между операторами. Тогда, якобы, во все дома будет протянуто оптоволокно.

– Как-то странно получается. Пришла компания на рынок, видит, что он уже поделен, и предлагает забрать долю у тех, кто долгие годы развивал свой бизнес. Пусть берут кредиты, занимаются рекламой, разрабатывают проекты, внедряют их, развиваются и завоевывают свой кусок рынка.

– А в целом много нареканий от абонентов на качество связи? Насколько я знаю, житель Усть-Кута даже пожаловался в блоге Президента РФ Дмитрия Медведева на низкую скорость доступа в Интернет.

– Стоит отметить, что с каждым днем у нас все меньше претензий от клиентов. Мы с вами тут беседуем о новых технологиях, услугах. А ведь раньше главное было, чтобы телефон поставили. Ко мне люди шли с различными медицинскими справками, чтобы не ждать своей очереди. Писали жалобы в ЦК КПСС, в обком партии, первому губернатору области Юрию Ножикову. А теперь, смотрите, до чего дожили – люди жалуются президенту страны на то, что у них низкая скорость доступа в Интернет. Вот вам наглядный пример развития коммуникаций.

– Чем закончилась история с жителем Усть-Кута?

– В течение нескольких дней после его обращения к президенту расширили канал и увеличили скорость доступа. Кстати, обращения к первым лицам – это в традиции наших людей. На самом деле можно с любыми вопросами и предложениями идти в Центры обслуживания клиентов компании. Мы учитываем все замечания и быстро реагируем на них – время-то сейчас совсем другое.