08.05.2009 12:00
Теги
08.05.2009 12:00

Безопасность должна поспевать за турпотоком

Сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда провели в прошлом году 716 поисковых работ (на 223 больше, чем в 2007 году). Спасено 214 человек, 350 пострадавшим оказана помощь, эвакуированы 55 тел погибших, 14 человек числятся пропавшими без вести. На пресс-конференции об итогах зимнего сезона начальник БПСО Вадим Рейтер пояснил: возросшее число происшествий связано с увеличением туристического потока.

Большинство ЧП, сообщил Вадим Рейтер, носили природный характер, в этом сезоне на 20% увеличилось количество происшествий на водных объектах:

– Непростой была ситуация в акватории Байкала. Через десять дней после того, как встал лед, наблюдалось аномальное потепление в районе Посольского Сора, возле Слюдянки. В этих местах сразу произошло несколько происшествий, в том числе связанных с гибелью людей. В зимний период 2008–2009 года на Байкале произошло 35 ЧП, полностью затонуло 19 автомобилей, частично – 16. Пострадало более 100 человек, погибли шестеро, трое числятся пропавшими без вести.

Основной причиной происшествий на льду, по мнению начальника БПСО, является беспечность людей. Они игнорируют предостерегающую информацию, выезжают на лед в нетрезвом виде.

– Предугадать состояние льда невозможно, – считает Вадим Рейтер. – Читаю сводку: «автомобиль шел по следу проехавшей только что машины и попал в полынью». Известно, что лед Байкала неод-

нороден. Его состояние зависит и от перепада температур, и от сейсмических явлений, и от ветров. Толщина льда озера доходит до полутора метров. Но это не гарантирует прочность. Когда автомобиль проваливается под лед, он сразу не тонет. Есть какое-то время, чтобы из него выбраться. Существует определенная технология спасения. Но она действенна, если человек трезв и готов к ЧС. Но когда водитель не может оценивать свои действия адекватно, и при этом на заднем сидении автомобиля оказываются спящие пассажиры, дети, они, к сожалению, в большинстве случаев погибают.

Одной из самых серьезных проблем, с которыми сегодня сталкиваются спасатели, является эвакуация транспортных средств:

– В прошлом году в конце зимы возникали случаи, когда рыбаки, выехав на лед рано утром, не могли вернуться назад – лед от жаркого дневного солнца просто плавился. В этом случае мы предпринимаем все для спасения людей. Автовладельцы, конечно, не хотят бросать свои машины, возникают проблемы – звонят начальству, жалуются… Тут следует понять, что для спасения жизни людей, конечно, МЧС идет на любые затраты. Но эвакуировать при ЧС машину не всегда возможно. Мы не можем всякий раз гонять из Иркутска вертолет, он слишком дорого обходится.

До конца июня действуют горнолыжные трассы в горах Бурятии, по словам Вадима Рейтера, они также щедры на ЧС:

– Скоро начнется массовое паломничество в Бурятию на вершину Мунку-Сардык. Последние три года взаимодействуем со спасателями Бурятии: выезжаем на сопровождение туристских групп, обеспечиваем их безопасность. Закрепляем искусственные перила, ведем круглосуточное дежурство, контролируем нормативные разрывы между группами туристов. Последнему моменту сейчас уделяем особое внимание – несколько лет назад из-за несоблюдения расстояния между взбирающимися на гору туристами погибла 21-летняя девушка. В нее попал камень, сорвавшийся при прохождении трассы предыдущей группой.