08.05.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
08.05.2009 12:00

Ночные вылеты в тыл врага

Мне, штурману-аэросъемщику Иркутского авиаотряда спецприменения, посчастливилось работать в экипаже замечательного пилота, фронтовика Василия Ерохина. В горах Восточного Саяна мы искали месторождения полезных ископаемых. Далеко не каждому такая работа пришлась бы по душе, ведь поисково-съемочные полеты выполнялись на высоте 50–75 м (и это в горной местности!), но Василий Касьянович был первоклассным авиаспециалистом, стойко переносил все трудности, летал смело и грамотно. В канун 64-й годовщины Победы над фашизмом хотелось бы рассказать о боевом пилоте.

В октябре 1941-го Василий Ерохин был назначен летчиком-инструктором 1-й Чкаловской военной школы, которую окончил накануне. Сын покойного шахтера Забитуйских угольных копий (Василий стал сиротой еще в Гражданскую) рвался на фронт с первых дней войны, однако просьбу сибиряка удовлетворили только через десять месяцев – в черемховском аэроклубе он научился управлять самолетом Ут-2, а в Чкалове – многоцелевым Р-5, приобретенное мастерство комсомолец был обязан передать новобранцам.

По прибытии в 844-й транспортный авиаполк 14-й воздушной армии Василий сразу включился в боевую работу на Волховском фронте. Ленинград был в осаде. В междуречье Волхова и Луги, на оккупированной врагом лесисто-болотистой местности, в районах железных и шоссейных дорог, вблизи многих населенных пунктов вели бои партизанские отряды общей численностью около 14 тыс. человек. Воздушную связь с народными мстителями поддерживал летчик Ерохин. На самолете Р-5 он выполнял ночные полеты в тыл врага – сбрасывал на специальных парашютах продовольствие, боеприпасы, оружие, медикаменты, иногда выполнял разведку в Приволховье.

Однажды ночью фашисты выследили самолет сибиряка и встретили его ураганным огнем из зениток. Луч прожектора нащупал нос Р-5; спрятав голову, чтобы не ослепнуть от яркого света, пилот был вынужден вести самолет наугад – в какую сторону движется луч, ему подсказывал штурман. В этот критический момент Ерохин не растерялся, решительно выполнил маневр: резко убрал газ и в крутом пике, на большой скорости, так, что задрожали расчалки крыльев, спланировал прямо на зенитки. В испуге немцы разбежались в разные стороны, на малой высоте искусный летчик вывел Р-5 из пике и бреющим полетом над болотами вышел из-под обстрела.

Это лишь один из эпизодов боевой истории Василия Ерохина. Не раз он перелетал линию фронта, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в Любаньской, Мгинской и Новгородско-Лужской боевых операциях. Не было ни одного случая, чтобы сибиряк не выполнил полетное задание командования. Вместе с войсками лейтенант Ерохин упорно двигался по воздушному пути на запад, с апреля 1944 года оказывал помощь 3-му Прибалтийскому фронту. За два года войны сибирский летчик совершил 195 ночных вылетов в тыл врага, сохранив экипаж и самолет. Боевой налет составил 900 часов. На фронте проявились основные черты сибирского характера: смелость, выносливость, спокойствие, настойчивость в выполнении заданий, верность воинской дружбе.

Василия Ерохина наградили орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «Партизану Отечественной войны» I степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Кроме советских наград, на груди фронтовика красовалась и престижная польская – серебряный крест «Заслуженный на поле брани». С октября 1944 года старший лейтенант Ерохин служил в 16-м отдельном учебно-тренировочном полку Войска польского, в 80 км южнее Варшавы он обучал молодых поляков полетам на истребителе Як-7. 

С апреля 1946 года Василий Ерохин выполнял полеты на самолете Як-9 в 269-м истребительном авиационном Алленштайнском краснознаменном полку. После демобилизации в 1947-м приступил к полетам на По-2, Ан-2 в Иркутском авиаотряде спецприменения, был допущен ко всем видам работ на этих самолетах. За 13 лет командир авиаэскадрильи самолетов Ан-2 подготовил более двухсот замечательных пилотов, многие его ученики потом освоили большие лайнеры, некоторые за штурвалом и сегодня.

За 38 лет работы в авиации Василий Ерохин безаварийно налетал более 12 тыс. часов, освоил полеты на девяти типах воздушных судов. Семь лет он работал диспетчером службы управления воздушным движением. За трудовые успехи был награжден орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд» (1970 год) и юбилейными, знаком «Отличник Аэрофлота». В общении с людьми был прост, в кругу родственников и друзей – душой компании, играл на балалайке и баяне, пел озорные сибирские частушки.

Сердце фронтовика перестало биться 4 июля 1975 года. Дело Василия Ерохина продолжили сыновья – старший, Валерий, освоил управление самолетами Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-32, младший, Владимир, был командиром самолетов Ан-2, Ан-24, Ил-76.

Преемственность поколений для Иркутского аэропорта скорее правило, чем исключение. Блиновы, Вобликовы, Видинеевы, Ерохины, Мельгуновы, Шаровы – в семидесятые годы прошлого столетия в небо поднимались целые династии, в которых было по три пилота!