13.05.2009 12:00
Теги
13.05.2009 12:00

Вертолет Вell-407 сгорел на земле

В пользу этой версии свидетельствуют спасатели, первыми прибывшие на место крушения

Найти место падения небольшого воздушного судна в тайге, по приблизительным ориентирам… Многие специалисты отмечают сегодня, что поиски вертолета Bell-407 могли затянуться на несколько дней, но, вопреки статистике, обломки практически полностью сгоревшей винтокрылой машины были обнаружены уже через два часа после начала поисково-спасательных работ. Тем ценнее свидетельства спасателей, оказавшихся на месте крушения первыми.

В поисках пропавшего вертолета были задействованы три группы спасателей. Специалисты аварийно-спасательной службы Иркутской области (АСС) и службы поисково-аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ФГУП «Аэропорт Иркутск» исследовали обширную территорию Прибайкальского национального парка на вертолетах Ми-8, сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда (БПСО) МЧС выдвинулись в сторону поселка Большое Голо-

устное на КамАЗе.

В 17.43, через два часа с небольшим после начала работ, группа областной аварийно-спасательной службы доложила, что обломки вертолета обнаружены с воздуха.

Рассказывает заместитель начальника АСС по поисково-спасательной работе Владимир Самочко:

– С территории Иркутского авиационного завода мы взлетели на вертолете МЧС в 15.30. Территория поиска была задана громаднейшая, первоначально как самый вероятный указывался

район заброшенного поселка Молька – вверх от Байкала по реке Бугульдейка. Вылетели сначала по этим координатам. Пилотам приходилось корректировать курс с учетом сильных порывов ветра, временами наш Ми-8 разворачивало боком. Вышли на Бугульдейку, несколько раз облетели этот район, потом повернули на юг, чтобы осмотреть прибрежную полосу Байкала. Ориентировались на дым лесных пожаров – версия о крушении рассматривалась в качестве основной. Вскоре обнаружили два очага, и при осмотре второго, с третьего захода, рассмотрели в дыму хвостовую балку ярко-синего цвета. Судя по расположению этой единственной уцелевшей крупной детали, «вертушка» летела в сторону Байкала…

Отметив на карте место крушения – в трех километрах от егерского кордона Малышкино, на склоне небольшой горы, у слияния рек Малышкина и Левый Алатай, – группа спасателей занялась поиском подходящей площадки для посадки вертолета. Приземлиться удалось примерно в двух километрах, на замерзшее болото. Представитель областной службы ГО и ЧС Геннадий Заварзин остался с летчиками в вертолете, чтобы поддерживать с поисковой группой радиосвязь. На место крушения отправились пять спасателей, в том числе медик.

– В месте высадки мы взяли ориентир на дым и по азимуту отправились к месту крушения через лес, – продолжает Владимир Самочко. – Идти пришлось налегке, с веревкой и медицинской укладкой. Все было серо, моросящий дождь перешел в град, а потом – в снег, сопровождаемый сильным ветром.

Еще на подходе к месту крушения группа спасателей услышала хлопок, ошибочно приняв это за взрыв бака горящего вертолета. На самом деле с таким треском валились горящие сосны.

– Обшивка вертолета, изготовленного из стеклопластика, сгорела практически полностью, сплавились даже алюминиевые трубки каркаса сидений, а деревья еще были в огне, – говорит замначальника АСС. – Когда подходили к пожарищу, перед нами сосна упала, диаметром полметра – представьте, с каким грохотом, – а потом еще две. К утру пожар полностью загасили осадки, тлели только пни деревьев. Если бы мы не обнаружили вертолет сразу, поисковые работы могли затянуться на несколько дней.

Разброс обломков воздушного судна, по словам Владимира Самочко, был небольшим, 150 метров в длину и 80 – в ширину.

– Это предельное расстояние, на котором мы находили мелкие фрагменты вертолета, крупные лежали кучнее на площадке 20 на 15 метров. Я, конечно, не могу выступать экспертом, но, по всей видимости, был мощный удар о землю. Лес на этом пятачке выкосило несущим винтом, на месте четко отслеживается, как он срубил сосну на высоте 15 метров, и еще несколько – повалил по ходу падения вертолета. Прямо по оси, через двигатель, два дерева валялось, а фрагменты тел – дальше, по направлению между обожженных деревьев… Если бы вертолет взорвался в воздухе, эти сосны устояли бы. Кроме того, егеря, которые видели «вертушку» перед сумерками, никакого хлопка не слышали. Кстати, похожий вертолет видели в небе жители Большого Голоустного, об этом нам рассказали спасатели аэропорта, которые прибыли на место катастрофы следом за нами. А в первом часу ночи к нам по земле пробились спасатели БПСО МЧС. Их вездеход может собственным корпусом валить деревья диаметром до 15 см – в этом болотистом месте именно такой березняк, – по нашим координатам они проложили просеку от егерского кордона через болото, корректируя курс по выстрелам из ракетницы.

Тем временем из Иркутска поступил приказ подготовить вертолетную площадку вблизи места катастрофы. К работе приступили 11 мая в 5.45 утра, в 7.30 площадка была готова. Первый борт с членами следственно-оперативной бригады прибыл в 9.30. По просьбе экспертов спасатели разграничили веревкой место катастрофы, выставили оцепление, помогали следователям. Вскоре начальник Сибирского регионального центра МЧС генерал-майор Данияр Сафиуллин поблагодарил сотрудников областной аварийно-спасательной службы за оперативность и дал команду возвращаться на базу. Свою задачу они выполнили.