15.05.2009 12:00
Рубрики
Культура
Теги
15.05.2009 12:00

Идеальный мир Сергея Элояна

Образы его картин часто называют иконописными, а стиль – сугубо индивидуальным. Творческая манера иркутского живописца и графика, заслуженного художника России Сергея Элояна, действительно, стоит как бы особняком в сибирской и российской школе изобразительного искусства. Но секрет успеха его картин кроется не столько во внешней оригинальности, сколько во внутренней наполненности и ясности их содержания. В лучшем смысле этого слова Элояна можно назвать модным иркутским художником, слишком много «созвучий» в его полотнах находят современники. Осмыслить этот феномен можно в галерее областного художественного музея им. В.П. Сукачева, где на прошлой неделе открылась экспозиция работ мастера, посвященная его 50-летнему юбилею.

В двух залах представлено около ста работ автора, на первом этаже книжная графика и дизайнерские проекты, на втором – живопись. Здесь самые известные из его полотен. Например, «Поющая раковина», которая вдохновила Даши Намдакова на создание одноименной скульптуры, «Перевозка снега», удостоенная в 1999 году премии регионального отделения Союза художников России как одно из лучших произведений изобразительного искусства, «Странник», «Улов» и многие другие. Почти все произведения были предоставлены для выставки из частных коллекций. Сергей Элоян на открытии поблагодарил всех, кто ему помогал в создании экспозиции.   

– Спасибо моей супруге Ире, которая во всем поддерживает меня и дает мне возможность развиваться, предоставляя мне максимальную творческую свободу, – отметил художник. – Спасибо художественному музею за то, что предоставили мне в таком объеме эти прекрасные залы. А тем людям, которые любят и хранят мои работы в своих коллекциях, – за то, что ради меня «оголили» свои стены. Иначе я не смог бы собрать даже маленькую выставку. У меня дома всего пять-шесть картин, а в мастерской – ни одной оконченной, как-то быстро они расходятся.

Большая и наиболее полная за последние годы экспозиция работ художника создает удивительный эффект, практически полностью погружая зрителя в особый, почти идеальный мир. А если немного пообщаться с Сергеем Элояном, то начинает казаться, что и сам он живет в этой отличающейся от повседневности, несуетной реальности. Где не лица, а лики, обращенные к небу, где ангелы играют на трубе, свесив ноги с колоколен, а с неба вместо дождя «проливается» солнце. Лицо обычного дворника на картине художника предельно одухотворено и как будто преисполнено особого смысла. Даже манера автора скромно держаться на публике не может скрыть значительности и цельности его натуры.

– Для меня Сергей Элоян открылся с не-ожиданной стороны, когда приехал в Иркутск после окончания Красноярского художественного института, – вспоминает народный художник России, академик Анатолий Алексеев. – Интеллигентный, сдержанный юноша, а это было время распада государства, неразберихи, когда союзу нужен был руководитель, и как-то совершенно бездумно мы выбрали его, в сущности, еще молодого человека. И были поражены, каким он оказался мужественным и сильным, и, кроме того, великолепным организатором, решительным и смелым, умеющим отстаивать свои позиции в кабинетах чиновников. Ведь внутри он очень состоятельный и уверенный в себе человек.

Кстати, тогда еще никто не говорил об особом стиле Сергея Элояна. Напротив, его необычная творческая манера вызывала критику собратьев по цеху.

– Его стиль вызывал недоумение, – признается Анатолий Алексеев. – Казалось бы, традиция есть традиция, а он выбрал совершенно несуразный, как тогда казалось, способ, который можно с натяжкой назвать пуантилизмом. Мне казалось, что художественной ценности это не представляет. Но со временем у него появились своя тема и свой стиль в живописи, сегодня он уже выступает как зрелый мастер, художник «со своим лицом». В его работах органично переплетены язык и смысловая сущность. Мир, который он создал, необычен, ведь Сергей Элоян глубоко верующий человек, и здесь есть эта приверженность к чистоте, вера в совершенство. То, что он пишет, можно назвать очищенным идеальным миром, таким, каким он должен быть. Сергей Элоян очищает его от людской скверны, он стремится изобразить его первозданным, каким его создал Господь.

Пуантилизм, дословно – письмо точками, впервые применил в изобразительном искусстве французский художник постимпрессионист Жорж Сера. Однако живописный язык Сергея Элояна далек от художественной концепции этого автора. Творческую манеру иркутянина скорее хочется назвать мозаичной. Ведь удивительное трудолюбие художника можно увидеть в каждом сантиметре его работ, будь то живопись, книжная графика или дизайн-проекты – каждая деталь проработана с особой тщательностью. Все вместе эти грани таланта Сергея Элояна не только сделали его одним из самых интересных живописцев, но и поставили в один ряд с лучшими книжными графиками России.

Выставка Сергея Элояна будет работать до 1 июня.