15.05.2009 12:00
Рубрики
Власть
Теги
15.05.2009 12:00

Закон о КСП: готовность номер один

После принятия на апрельской сессии Законодательного Собрания Устава области проект Закона «О Контрольно-счетной палате Иркутской области» можно, пожалуй, записать в число первостепенных законодательных актов, работа над которыми недавно подошла к завершению.  Основные его параметры представил на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС ее председатель Тимур Сагдеев.

Отталкиваясь от своего предшественника, работавшего на территории области до объединения с округом, новый вариант закона сохранил большинство его концептуальных положений. КСП остается постоянно действующим органом финансового контроля, формируемым и работающим в тесном взаимодействии с Законодательным Собранием. Но даже в случае досрочного прекращения полномочий Заксобрания деятельность счетной палаты не может быть приостановлена.

Прежними остаются и задачи девяти аудиторов (включая председателя), которые входят в состав палаты. Это контроль за расходованием областного бюджета, за соблюдением порядка управления областной госсобственностью, проверка местных бюджетов (получателей межбюджетных трансфертов), экспертиза проектов областного бюджета и долгосрочных целевых программ и т. д.

Депутаты отстояли и право назначать на должность не только аудиторов, но и председателя КСП. Его кандидатуру имеет право вносить группа депутатов, представляющих не менее одной четверти от общей численности ЗС, а для утверждения требуется простое большинство голосов депутатов. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей депутаты могут освободить председателя от занимаемой должности. Предложение об освобождении вступает в силу, если его поддержит треть депутатского корпуса.

Закон налагает на аудиторов и ряд запретов. Так, например, они не имеют права разглашать служебную информацию, заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иных творческих занятий), а также получать подарки от частных лиц. Те же, что им вручаются в ходе официальных мероприятий, признаются областной собственностью.

В отличие от предыдущего закона, нынешний обязывает председателя палаты, его заместителей и всех аудиторов представлять сведения о своих доходах, имуществе, принадлежащем им на правах собственности, а также сведения о доходах и имуществе супруга или супруги и несовершеннолетних детей. Во избежание конфликта интересов аудиторы на время работы в КСП обязаны передать все ценные бумаги, приносящие доход, в доверительное управление.

У членов комиссии не было возражений против представленного текста законопроекта, и он был рекомендован для принятия в первом чтении на майской сессии Законодательного Собрания. Зато много вопросов было к представителям агентства по госзаказу, которое занималось закупкой на федеральные деньги четырех компьютерных томографов для больниц области. Историю

этих закупок изучила КСП и вот что выяснила.

В конкурсе, объявленном агентством, приняли участие четыре московских продавца. Саму низкую цену – 159,5 млн. рублей – предложило «Предприятие по поставкам продукции Управления делами Президента РФ», самую высокую – 182,6 млн. рублей – ООО «Выбор-Экспо-Финанс». Три участника из-за «несоответствия отдельным требованиям конкурсной документации» не были допущены к конкурсу, и победителем стало ООО «Выбор-Экспо-Финанс», как уже было сказано, назначившее самую высокую цену. В итоге переплата за товар составила 23 млн. рублей.

Естественно, у депутатов возник вопрос: почему три поставщика, предлагавшие более дешевый товар, были отстранены от участия в конкурсе, какие тяжкие прегрешения они допустили? Тем более что свои услуги предлагало само Управление делами Президента РФ, вроде бы собаку съевшее в подготовке нужных бумаг. Как выяснилось, оно тоже прокололось, не переведя на русский язык три страницы английского текста. У других продавцов оказались непрошитыми и не скрепленными печатью листы заявки. По мнению представителей агентства по госзакупкам, это страшное нарушение 94-го Федерального закона, регламентирующего все государственные закупки. По заключению же КСП, эти нарушения «не являются основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе».

Конец дискуссии «кто прав, кто виноват?» положил депутат Александр Битаров, сказав:

– Мы не можем предъявить агентству по госзаказу обвинения. С формальной точки зрения, они, наверное, правы. А рачительное отношение к бюджету просто не входит в круг их обязанностей. Я считаю, что гораздо удобнее вместо конкурсов проводить аукционы. Тогда можно четче и вернее подойти к отбору участников.

Как выяснили аудиторы КСП, избранный агентством продавец нарушил контракт, задержав поставки оборудования. На момент проверки штрафные санкции составляли почти четыре миллиона рублей. Члены комиссии рекомендовали произвести окончательный расчет с поставщиком только после уплаты им всей суммы штрафа.