18.05.2009 12:00
Рубрики
Спорт
Теги
18.05.2009 12:00

Грязи хватило всем

Гонку-ориентирование по большелугскому лесу выдержала половина внедорожников

Лес в районе поселка Большой Луг в последние майские праздники повидал немало. Достаточно, наверное, сказать, что там проходил первый этап Кубка Восточной Сибири по внедорожному спорту «МайОФФка-2009». Целые сутки по тайге рыскали разномастные железные монстры в поиске табличек с номерами. В итоге до финиша из 80 участников добрались 40 внедорожников. Как говорят организаторы, если гонку удачно заканчивают больше половины машин, значит, были не соревнования, а «пляжные покатушки». Так что «МайОФФка» удалась. 

Соревнования джиперов Восточной Сибири традиционно проводятся в трех классах машин – по степени подготовленности к бездорожью: «стандарт», «туризм» и «экстрим». В этот раз был добавлен еще один класс – «открытый» – для любых транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, в том числе мотоциклов. 9 мая 80 участников дружной колонной потянулись в лес, что за поселком Большой Луг.

Четыре громких выстрела поочередно ознаменовали старт для всех классов. Машины в «стандарте» взревели и понеслись кто куда – большинство выбрали одну и ту же близлежащую точку, создав тем самым пробку на дороге («Неопытные еще», – улыбались судьи). Зато внедорожники, выступавшие в «туризме», не спешили стартовать, кто-то из пилотов и штурманов продолжал ковыряться под капотом. Организаторам даже пришлось поторопить участников освободить стартовую площадку для других. Размеренно, не спеша начал гонку «экстрим». Ему вторили участники «открытого» класса.

Соревнующимся предстояло отыскать как можно больше зачетных точек, разбросанных по лесу, в виде дощечек или надписей на камнях. Комиссар трасс Андрей Никонов явно не собирался облегчать задачу – некоторые пункты находились в таких труднодоступных местах, что даже опытные джиперы на мощных «пепелацах» (как они с нежностью именуют свои внедорожники) не рискнули к ним подобраться.

– Сложных точек много, – не стал открещиваться Андрей Никонов. – Но они рассчитаны не столько на ориентирование, сколько на сообразительность.

Как вспоминали после гонки участники, многие точки были найдены совершенно случайно. Допустим, крутился-крутился джип, ориентируясь по GPS, но не обнаружил пункт, обозначенный на карте. А потом пошли ребята к ручью руки помыть – и вот он, спрятан в кустах. Однако найти надпись – не главное. С ней нужно сфотографироваться, держась одной рукой за точку, другой – за машину. И это также вызывало массу сложностей. К примеру, одинокий столбик посреди болота. Вроде и близко, но попробуй подъ-ехать так, чтобы не увязнуть или не сесть на метровую кочку.

А ломались и застревали многие. Несколько машин умудрились забуксовать уже на первых минутах после старта. Не обходилось без розыгрышей – джиперы любят пошутить, особенно над неопытными. У «Ниссана-Сафари» под управлением Екатерины Мартыновой (между прочим, экипаж занял третье место в «открытом» классе) сломалась шпонка на лебедке. Начав чинить машину, судьи заметили, что колеса уж больно грязные, дескать, поэтому и внедорожник тяжело идет по трассе. На полном серьезе девчонки взяли палочки и стали чистить протекторы.

– Мы очень аккуратно ездили и на рожон не лезли, – поделился после гонки Максим Антипин, штурман «Тойоты Ланд Крузер», победившей в классе «туризм». – Точек много, поэтому можно было выбирать. Взяли где-то 50 из 69. В прошлом году на ориентировании в своем классе мы были единственными, кто дошел до финиша. Тактика наша проста – сначала берем сложные точки, пути к которым совпадают с «экстримом». Дело в том, что когда до них доберутся «монстры» и размесят всю дорогу, нам там уже нечего будет делать. Один пункт штурмовали полтора часа, но так и не взяли. Точка располагалась на каменной россыпи. С помощью чурок мы проложили дорогу, но все равно была опасность повредить машину. Потом на это место приехали более узкие внедорожники и спокойно преодолели дорогу, проложенную нами.

Сами организаторы признались, что трасса «туризма» была зверской – получилось так, что до своих точек внедорожникам приходилось добираться теми же дорогами, что и «экстриму». Но справились. Из 27 участников десять финишировали вовремя и своими силами. В достаточно простом «стандарте» сошла с дистанции только одна машина. Победителем стал «Ланд Крузер» под пилотированием Владимира Суслова. Первое место в «открытом» классе заняли мотоциклисты, набравшие одинаковое число баллов и прибывшие на финиш одновременно, – Анатолий Гагин и Юрий Атутов. Видимо, помогали друг другу.

Самую сложную трассу «экстрим» прошли только четыре внедорожника из 21. Лидером гонки стал УАЗ иркутян Павла Слюнкина и Владимира Михайлова, известный среди джиперов под названием «глухарь».

Следующий этап Кубка пройдет 25–26 июля в Улан-Удэ, а финал состоится в конце сентября недалеко от Читы.