20.05.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
20.05.2009 12:00

Политика автономного плавания

Минфин пытается выжить за счет внутренних резервов

Как известно, областной бюджет-2009 работает нынче в режиме оптимизации. Как ему удалось пройти в первом квартале по ухабистой дороге финансового кризиса, разбирали на своем заседании члены комитета по бюджету Законодательного Собрания под председательством Сергея Курилова.

По информации заместителя регионального министра финансов Алексея Зезули, за три месяца в доходную часть поступило 14,4 млрд. рублей.

– По-прежнему основное беспокойство вызывает налог на прибыль. Снижение составляет 52% к уровню прошлого года. Объясняется это общим снижением ВРП. Скорее всего, отрицательная динамика продолжится, и мы рискуем потерять в течение года, по разным оценкам, от 9 до 9,7 миллиарда рублей.

Спасает бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Он не только не упал, но и подрос на 13%. Правда, сюда включены выплаты за декабрь, и потому говорить, что он и в дальнейшем будет демонстрировать такую же «прыть», пока преждевременно. А вот акцизы на нефтепродукты, которые по инициативе федерального правительства остаются с 1 января на территориях в полном объеме, уже дали прирост в 67%. В то же время акцизы на алкогольную продукцию дали дополнительно всего лишь 2% вместо ожидаемых десяти.

Расходы по сравнению с прошлым годом уменьшились примерно на 850 млн. рублей, составив 10 млрд. рублей. По словам Зезули, «наибольший удельный вес составляют безвозмездные перечисления местным бюджетам – порядка 4,7 миллиарда рублей, чуть меньше, чем в прошлом году». Еще две главные расходные статьи – выплата заработной платы и социальное обеспечение.

– Мы полностью выполняем те приоритеты, которые определили в рамках сбалансированности бюджетов, – заявил он.

Наибольшее недовыполнение наблюдается по увеличению основных средств. Это и понятно. Сегодня из-за нехватки финансовых средств заморожено строительство большинства областных объектов. Деньги выделяются только на ликвидацию аварийных ситуаций.

Из-за роста ставок по кредитам (в два раза) увеличились расходы по обслуживанию областного государственного долга. Что касается величины самого госдолга – порядка

13 млрд. рублей – то область занимает вторую строчку среди соседей по Сибирскому федеральному округу. Пока удалось лишь стабилизировать его рост, хотя, как заметил замминистра, «есть надежда, что к концу года мы его понизим».

Последнее сообщение Зезули, что в бюджете на 1 мая хранится кругленькая сумма в 2,5 млрд. рублей, вызвало недоуменные вопросы у многих депутатов. По мнению Александра Битарова, такая «жировая прослойка» в глазах Минфина служит доказательством финансовой обеспеченнос-

ти региона, а следовательно, теряется возможность на дополнительную помощь из центра. И вообще, на какие цели пойдут эти деньги?

– Это финансовый резерв, – объясняет замминистра. – Мы выбрали политику автономного плавания, без привлечения банковских кредитов. Затянули пояс, чтобы накопить запас. Уже в июне он уйдет на выплату отпускных учителям. Минфину мы объяснили ситуацию, и он пока с пониманием относится к нашему маневру.

Председателя комитета Сергея Курилова все же беспокоила ситуация, когда бюджет располагает свободными деньгами, а параллельно копится кредиторская задолженность. Как отметила председатель областной КСП Ирина Морохоева, она только за первый квартал составила почти 2 млрд. рублей и сложилась из непроплаченных начислений на зарплату, коммунальных услуг, договоров на строительство и реконструкцию зданий и др.

– Мы не понуждаем вас срочно делить и распределять накопленные резервы. Нам важно знать причины, цели и последовательность ваших действий, чтобы понимать политику областного министерства финансов, – заявил Курилов.

О параметрах этой политики депутаты задумались еще в апреле, проведя круглый стол как раз на тему сбалансированности бюджетов муниципальных образований и состояния кредиторской задолженности консолидированного бюджета области. Тогда же были выработаны и рекомендации региональному правительству. Уточненный вариант этих рекомендаций и был одобрен на нынешнем заседании комитета по бюджету.

Среди предложений законодателей – возможность передачи в местные бюджеты всего налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения, а также транспортного налога. Как известно, в предыдущие годы оба эти налога были отданы территориям, но нынче для большей сбалансированности бюджетов из них был сформирован фонд финансовой поддержки, из которого черпались средства для помощи наиболее дотационным муниципальным образованиям. По мнению депутатов, передача налогов на места повысит их собираемость.

Предлагается также увеличить лимиты бюджетных ассигнований по межбюджетным трансфертам до показателей, предусмотренных бюджетом-2009.