22.05.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
22.05.2009 12:00

Будущее востока страны утвердят в мае

Такое впечатление, будто кризис стимулирует стратегическое мышление. Казалось бы, как можно строить долгоиграющие планы, когда уже завтра макроэкономические показатели могут существенно измениться. Но в непростые времена так хочется думать о светлом, пусть даже и не ближайшем будущем. Тем более что намеченные и проработанные сейчас глобальные проекты станут основой для посткризисного движения вперед. Сейчас власти и общественность Приангарья активно формируют приоритеты социально-экономического развития региона до 2020 года, а параллельно, уже силами нескольких субъектов во главе с Минрегионразвития РФ, завершается создание долгосрочной Стратегии развития Дальнего Востока и Прибайкалья. Документ направлен в федеральное правительство на рассмотрение, которое должно состояться в течение этого месяца.  

Почему затянулись сроки

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года должна была появиться еще в прошлом году. Однако работа над ней затянулась, так как в адрес документа поступили серьезные замечания и предложения, которые существенно изменили его первоначальное содержание. Поправки продолжают приходить и по сей день. По словам президента Фонда регионального развития Иркутской области Алексея Козьмина (входит в состав рабочей группы по доработке Стратегии, созданной при Министерстве регионального развития РФ. – Авт.), на сегодняшний день в документе насчитывается более 300 страниц, а в окончательном варианте объем может возрасти до 500.

– К сожалению, документ не получился кратким и понятным, – считает Алексей Козьмин. – Если мы говорим о программе развития территорий, то предполагаем включение в нее конкретных объектов и их финансирование. Если о стратегии, то подразумеваем расстановку приоритетов и схематичное описание ключевых проектов. Получилось же нечто среднее.    

Впрочем, такой размер может быть оправдан. Например, значимостью и уникальностью документа, объединившего стратегии развития нескольких субъектов России и двух федеральных округов. Будущее, судя по планам, нам обеспечено грандиозное. Ведь одна из сверхзадач Стратегии – создание на востоке страны «полюса» развития, который должен стать противовесом стремительно развивающимся экономикам стран юго-восточной Азии. И одним из форпостов, обеспечивающих национальную безопасность, будет Иркутская область.

Какова роль Приангарья

Иркутск, наряду с Владивостоком и Хабаровском, рассматривается как центр притяжения человеческого капитала. Этому будут способствовать построенные здесь образовательные и инновационные центры, которым выпадет честь стать крупнейшими на востоке страны, развитая транспортная и энергетическая инфраструктура, мероприятия по охране окружающей среды и здоровья человека.

Иркутская область в целом позиционируется в документе как субъект со следующими приоритетами: добывающая промышленность (с учетом глубокой переработки ресурсов), научно-образовательный потенциал и внедрение инновационных проектов, капитализация озера Байкал и развитие туристско-рекреационного сектора.

Выделены четыре зоны опережающего экономического роста: Иркутская агломерация, Байкальская туристско-рекреационная территория, Ленско-Ангарское Прибайкалье и Братско-Усть-Илимская промышленная зона (последние две формируют Северо-Сибирский индустриальный пояс).

Среди конкретных проектов, предусмотренных Стратегией, Алексей Козьмин выделил строительство дороги «Ангарск – Иркутск – Листвянка», нового аэропорта в Иркутске, Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, дороги «Вилюй», соединение в единую систему электрических сетей региона и Якутии (проект «Север» компании ОАО «Иркутскэнерго»), развитие участков Байкало-Амурской магистрали, сооружение железнодорожной ветки Усть-Илимск – Непа, реконструкцию канализационно-очистных сооружений Иркутска.

Учить экологов на Байкале

Серьезная ставка в Стратегии делается на научно-образовательный потенциал Приангарья. В частности, Иркутск рассматривается как главный центр подготовки на территории Восточной Сибири высококвалифицированных управленцев и инженерных кадров. Среди проектов этого направления выделена Международная Байкальская бизнес-школа на базе ИГУ. С отметкой «инновационные» в документе значатся: Байкальский центр нанотехнологий на базе ИрГТУ, производство поликристаллического кремния (группа компаний Nitol Solar), экологически чистых присадок к автомобильным бензинам (бутанол).

Алексей Козьмин акцентировал внимание на идее формирования на Байкале международного научно-образовательного центра с одноименным названием. Этот проект, правда, под другим наименованием – Байкальский экологический университет – сейчас обсуждается в Фонде.

– Замысел в том, чтобы использовать Байкал как международную площадку для создания инновационных проектов в сфере экологически ориентированной экономики, новых технологий, например, по очистке воды от выбросов, без-опасных с экологической точки зрения производств, – пояснил эксперт. – Все бы это могло отрабатываться на Байкальской площадке. Причем такой центр, в первую очередь, должен быть исследовательским учреждением, а во вторую – образовательным. Имея определенный научный потенциал, мы могли бы претендовать на то, чтобы тему экологии забрать на себя и учить здесь студентов из Европы, Китая, США.

В целом, по словам представителей министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Приангарья, интересы и наиболее важные приоритеты региона, предложенные областным правительством, в проекте Стратегии учтены.

По мнению Алексея Козьмина, в документ хорошо было бы еще включить конкретные инфраструктурные объекты Иркутска и близлежащих городов. Так, например, Чите удалось прописать в Стратегии строительство и реконструкцию муниципальных дорог, в том числе двухуровневых развязок. Не хватает в документе, по мысли эксперта, и межрегиональных задумок. В их число могла бы попасть идея объединения проектов турзон Иркутской области и Бурятии.    

Майский финал

Сегодня работа над Стратегией подходит к завершению. В середине апреля в Хабаровске состоялось обсуждение проекта, после чего документ дополнили необходимыми корректировками и вынесли на рассмотрение Госкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области под председательством Игоря Шувалова. В середине мая текст Стратегии был направлен в Правительство РФ.

В роли инструмента реализации Стратегии может предстать федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В таком случае именно в ней будут предусмотрены объемы финансирования обо-значенных в документе проектов и конкретных объектов. По данным областного министерства экономразвития, сейчас решается вопрос о корректировке программы. Как заявили в Минрегионразвития, после утверждения проекта Стратегии рассмотрят вопрос о включении в нее объектов Иркутской области. В настоящее время действие этой программы на наш регион не распространяется, так как изначально этот документ формировался исключительно для субъектов Дальневосточного федерального округа и Забайкалья. 

 

Представители Иркутской области в рабочих группах

 Группа по доработке энергетической инфраструктуры:

– Николай Воропай (Институт систем энергетики СО РАН);

– Валерий Труфанов (группа компаний «Радиан»).

Группа по развитию транспортной инфраструктуры:

– Сергей Тен (ЗАО «Труд»).

Группа по развитию телекоммуникационной инфраструктуры:

– Игорь Бычков (Институт динамики систем и теории управления СО РАН).

Группа по развитию базовых отраслей:

– Борис Коваленко (ООО «Иркутская нефтяная компания»);

– Александр Антипов (Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН);

– Алексей Козьмин (Фонд регионального развития Иркутской области);

– Александр Бадилин (ОАО «СНГК»).