22.05.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
22.05.2009 12:00

Рекламная вольница

Что можно и чего нельзя в уличной рекламе

Часто земляки, узнав, что я тружусь в антимонопольном ведомстве, выражают наболевшее: «Наведите хоть вы порядок в рекламе! Ведь по городу ходить тошно!». Соотечественники, конечно, имеют в виду городские улицы, заполненные брандмауэрами, билбордами, постерами, призматерами и прочими конструкциями для наружной рекламы. Я всякий раз вынуждена их разочаровывать: в полномочия ФАС России входит только контроль за соблюдением Закона «О рекламе». А в нем не заложены регуляторы эстетического совершенствования рекламной продукции.

 

Неподконтрольные художества

Ныне действующий Закон «О рекламе» (принятый в июле 2006 года) запрещает вмешиваться в творчество дизайнеров, создающих рекламные «шедевры» на улицах и площадях. Например, дума муниципального образования «Город Саянск» попыталась было повернуть в управляемое русло наружный рекламный поток – и стала нарушителем N 38-ФЗ «О рекламе» (ч. 12 ст. 19). Депутаты утвердили изменения и дополнения в положение «О порядке выдачи разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования «Город Саянск». Новации сводились к увеличению перечня разрешительных и согласовательных документов для размещения баннеров на щитах. Помимо стандартных справок, заявитель для получения разрешения обязывался предоставлять «эскиз рекламы, выполненный в цвете и масштабе, позволяющий оценить художественные характеристики рекламы, размещаемой на отдельно стоящих средствах наружной рекламы». Кроме этого, вводилась обязательная процедура предоставления согласованной с КУМИ и комитетом по градостроительству и архитектуре схемы размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на земельном участке. Если рекламораспространитель намеревался заменить одно изображение на другое, это тоже следовало согласовывать с комитетом по архитектуре и градостроительству. Эти нововведения были продекларированы в июле прошлого года. Вряд ли саянцы успели оценить благородные усилия отцов города и насладиться стройностью и порядком на рекламных «угодьях». Во время контрольного мероприятия Иркутского антимонопольного управления в муниципальном образовании законотворчество Саянской думы привлекло внимание специалистов УФАС. Очевидно, благие намерения двигали депутатами, вносившими уточнения в процедуру размещения щитовой рекламы. Но, увы, в соответствии с частью 12 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя предоставления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции при получении разрешения на установку рекламной конструкции. Иными словами, городские депутаты превысили свои законные полномочия, принуждая предпринимателей согласовывать с компетентными экспертами эскизы и макеты баннерных изображений, а также их «вписываемость» в общую картину обозримого пространства. Решением Иркутского УФАС Саянская дума признана нарушившей Закон «О рекламе». В декабре 2008 года пункты соответствующего парламентского документа, противоречащие закону, саянским законодателям пришлось аннулировать.

Работа над ошибками

Периодически антимонопольное ведомство проводит плановые проверки наружной рекламы на дорогах города и области. Так, в конце прошлого года рейды УФАС прокатились по Култукскому тракту и по улице Байкальской. Юристы отдела контроля рекламы выявили нарушения, связанные с рекламированием финансовых услуг. Взять, к примеру, следующий текст:

«Ж/К «Западный». В октябре квартиры от 34 тыс. рублей за м2. ИПОТЕКА, т. 29-18-87. ООО «Иркутстрой». Ново-Ленино, ул. Баумана».

Такое объявление было размещено на щитовой рекламной конструкции, установленной в городе Иркутске по улице Байкальской, 108, напротив кинотеатра «Баргузин». Рекламодателю – строительной организации, рекламному агентству и собственнику самой конструкции как рекламораспространителям придется выплачивать штрафы за нарушение ч. 1 и 7 статьи 28 ФЗ РФ «О рекламе».

Дело в том, что в тексте не указаны предусмотренные законодательством о рекламе сведения: наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги (этого требует ч. 1 ст. 28), а также место и способ получения проектной декларации. Исходя из требований части 7 статьи 28, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

Проектная декларация, согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», включает в себя информацию о застройщике и проекте строительства. В данном случае все эти дополнительные сведения на баннере отсутствовали, а значит, реклама могла ввести потребителя в заблуждение.

Подобная ошибка была допущена и в рекламе ООО «Сибавтотранс» на Култукском тракте. Предлагая населению «доставку автомобилей из Владивостока по России автовозами», предприятие указывает на щите: «Страховка». Если имеется в виду услуга страхования покупки, должна быть указана финансовая организация, которая такую услугу предоставляет.

Спекуляция на светлом образе

Пикантное нарушение обнаружено на билборде компании «Фильтр», которым можно было полюбоваться как на Байкальской, так и по дороге в Шелехов. Картинка рекламирует масляные фильтры к автомобилям. На ней изображены две очаровательные «медсестрички» в белых халатиках с клистирными шприцами в руках. Согласно ст. 5 последней редакции Закона «О рекламе», вступившей в силу летом 2006 года, запрещено использовать в рекламных материалах образы медицинских работников и тем самым спекулировать на высоком доверии людей к представителям этой гуманной профессии. Так что дизайнерскому креативу на этом плакате жизнь выпала недолгая. Хотя мы не видим в этом абсолютно никакой драмы: уж больно безвкусная была работа. Как выразилась по ее поводу иркутский дизайнер Алена Рязанова: «Фрейдушка!» 

Кстати, если уж возвращаться к вопросам о безвкусице и визуальном бескультурии наружной рекламы, то, по мнению той же Алены Рязановой, ими отмечена львиная доля всех местных дизайнерских разработок. Рекламные продукты крупных московских компаний сделаны, как правило, очень грамотно и эстетично. Чего не скажешь о местном творчестве. И это, конечно, печально.  

– На мой взгляд, реклама не должна нарушать законные права и интересы граждан, – рассуждает Алена. – А как быть с правом на эстетически и исторически гармоничный вид города? Вместо художественно ценного урбанистического пейзажа я наблюдаю шеренги баннеров, выполненных на разном профессиональном уровне. Чувствую себя эстетически ограбленной, ведь, как и всякий иркутянин, я имею право на красивый город. Например, японский город Киото обладает особым статусом, при котором даже листовку формата А4 где попало не прилепишь: это расценивается как грубое нарушение исторического облика. А что у нас? Возьмите хотя бы торговый центр «Южный», залепленный сверху донизу разносортными баннерами и баннеришками.

Не только в упомянутой Японии, во многих европейских странах действует строгая регламентация рекламы в исторических районах городов. Она направлена на истребление visual pollution – «визуального загрязнения». Есть места, где билборды вообще вне закона: Вермонт, Гавайи, Берген в Норвегии. У нас же система сдержек и противовесов уличной рекламы только формируется. Вот и хозяйничает она на наших улицах, что называется, в меру своей испорченности.