25.05.2009 12:00
Теги
25.05.2009 12:00

Виктор Басюк: Я до сих пор общаюсь с выпускниками своего детского дома

Сфера образования последние годы усиленно реформируется. Нацпроект внедряет в школы инновационные методы обучения и современное оборудование, единый госэкзамен повышает качество работы педагогов и уровень знаний школьников.  На волне нововведений у руля министерства образования Приангарья встал новый человек. Виктор Басюк, ранее возглавлявший иркутскую систему образования, в интервью газете «Областная» рассказал, что выступает за независимый мониторинг деятельности школ, труда учителей и успеваемости учащихся.

– Сегодня очень много спорят о ЕГЭ. Я считаю, что такая форма независимой оценки качества образования нужна нам не только на уровне выпускных классов. Ее необходимо использовать на всех ступенях обучения для того, чтобы мы могли четко себе представлять, на каком этапе ребенок недополучил знания, разобраться, почему это произошло, и решить, как своевременно устранить пробел. Должен быть создан механизм мониторинга качества образования, который мы сможем внедрить по области. В Иркутске такая работа уже частично ведется – во всех городских школах проходит независимое тестирование выпускников начальных классов.

– Помнится, три года назад ЕГЭ для четвероклашек вызвал массу возмущений со стороны родителей…

– На самом деле, родительские страсти накаляли педагоги, которые не совсем качественно выполняли свою работу. Мы тогда провели общегородское собрание, объяснили мамам и папам, что результаты тестов никак не повлияют на оценки детей, а лишь расшифруют их – заслуженные это четверки и пятерки, или нет. Родителям такой мониторинг дает возможность объективно взглянуть на успеваемость и своевременно принять решение – нанять репетитора, чтобы наверстать учебную программу, или же перевестись в другую школу.

– Но ведь поменять школу или учителя – означает перейти на новую учебную программу, приобрести новые учебники, которых сегодня превеликое множество. Это тяжело морально и материально.

– Если ребенок поменял школу или класс, то руководству учебного заведения нужно приложить максимум усилий, чтобы создать комфортные условия для его адаптации. От вариативности программ мы никуда не уйдем. Ведь дети разные – одни от природы наделены гуманитарными способностями, у других – склонность к точным наукам. Учебно-методические комплексы как раз и позволяют более грамотно развивать возможности учащихся, не пренебрегая при этом выполнением государственных образовательных стандартов.

– Иркутская область в числе первых регионов страны подключилась к эксперименту по ЕГЭ. Несмотря на то что в этом году новая система итоговой аттестации выпускников школ перешла в штатный режим, споры вокруг ее эффективности продолжаются. В основном противников ЕГЭ не устраивает то, что вопросов в тестах слишком много, и они чересчур сложные…

– Статистика ЕГЭ показывает, что примерно половина школьников справляется с половиной заданий. И это нормально. Тестовый метод не предполагает, чтобы решались все вопросы. Даже отличники могут осилить лишь до 80% заданий. ЕГЭ включает в себя сложные тесты для того, чтобы вузы и ссузы могли различать абитуриентов по уровню подготовки. ЕГЭ каждому дает возможность «прыгнуть» на свою высоту. А множество вопросов минимизирует риск несправедливой оценки из-за «несчастливого билета».

К сожалению, основную массу оппонентов ЕГЭ составляют учителя, которым многие годы было удобно оценивать свою работу самим. Но кому должен предъявлять претензии ребенок, если в школе он сдал биологию на «пять», а при поступлении в вуз на «три»? Может быть, он сам не захотел осваивать материал, а может, это вина учителя или администрации школы? Главный плюс ЕГЭ – в независимой оценке знаний учащихся и качества педагоги-

ческого труда. В этом году, на мой взгляд, у нас наиболее успешная форма аттестации. На выходе из школы ребенок получает сразу два документа – свидетельство с баллами ЕГЭ и аттестат с оценками. Хорошо, если результаты будут соответствовать друг другу. В противном случае – за низкие баллы ЕГЭ и завышенные оценки в аттестате – родители вправе просить объяснение с учителя и школы.

– А если наоборот – баллы за ЕГЭ высокие, а оценки в аттестате – низкие?

– И такое может быть. Помню, как выпускники лицея ИГУ получили из-за четверок по математике серебряные медали, а за ЕГЭ по этому предмету набрали по 80 и выше баллов, что соответствует оценке «отлично». Это вызвало недоумение в Москве, и к нам даже приезжала комиссия проверять, правильно ли проходил экзамен. Нарушений никаких не выявили, просто учитель оказалась очень строгой и недооценила детей.

– На уравнивание стартовых возможностей учащихся направлен и новый раздел нацпроекта – «Дистанционное обучение детей-инвалидов». Как идет его реализация в регионе?

– На базе Института развития образования Иркутской области мы создали центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Оснащать его будем специализированной техникой на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов. Это очень дорогое оборудование – программный комплекс стоит 2,5 миллиона рублей. Кроме этого, нам нужно организовать места для занятий в квартирах детей – купить специальную мебель и технику. Стоит это от 100 до 500 тысяч рублей в зависимости от диагноза ребенка. Педагоги, которые будут учить таких детей, должны пройти соответствующую подготовку. По статистике, сегодня 4,5 тысячи ребятишек с проблемами психофизического развития обучаются в коррекционных школах области. 5,5 тысячи детей с ограниченными возможностями учатся в обычных школах. 2,3 тысячи инвалидов школьного возраста нерегулярно посещают учебные заведения.

– Еще одна «группа риска» в среде школьников – дети, лишенные родителей. Свою управленческую карьеру в образовании вы начали с должности директора иркутского детского дома N 5. Какие проблемы, по-вашему, есть в системе образования детей-сирот в Приангарье?

– Когда в 2002 году я стал директором детского дома, то столкнулся со следующей проблемой – воспитанники, попавшие в детдом из одной семьи, постепенно теряют родственные связи. Старший ребенок не всегда может встретиться с младшим, ведь у того строгое расписание – обед, сончас, прогулка. Поэтому мы стали определять родных братьев и сестер в одну группу, несмотря на разницу в возрасте. Так у нас появились семейные группы воспитания. Как показала практика, это был удачный опыт. Мы за него даже престижную премию получили на российском уровне.

Самое страшное для сироты – это одиночество, с которым он сталкивается в самостоятельной жизни. Именно поэтому мы решили создать в детдоме службу социально-психологического сопровождения, задача которой – давать ребенку некие жизненные ориентиры, маячки. Позже этот опыт получил широкое распространение в России.

Главной проблемой в системе образования детей-сирот, на мой взгляд, является отсутствие наставничества. В советское время была такая практика, когда выпускника интернатного учреждения закрепляли за рабочим какого-либо предприятия. Этот человек не только помогал ребенку совершенствоваться в профессиональном мастерстве, но и давал советы в решении тех или иных бытовых вопросов. Я до сих пор общаюсь с бывшими выпускниками детского дома. Для меня это важный этап жизни, и, безусловно, вопросам образования сирот мы будем уделять большое внимание на областном уровне.

– Не могу не задать давно набивший оскомину вопрос – об остром дефиците мест в детских садах. Как планируете решать эту сложную проблему в условиях финансового кризиса?

– Действительно, эта проблема в последние годы резко обострилась. В очереди на устройство в детские сады сегодня в области зарегистрировано 14 тысяч детей в возрасте от трех до семи лет. Конечно, перепрофилированные во время демографической ямы здания дошкольных учреждений постепенно возвращаются к нам различными ведомствами. Но они не соответствуют санитарным правилам и нормам пожарной безопасности. По областной программе до 2014 года мы планируем реконструировать 55 детских садов и построить 77. Деньги будем собирать, что называется, всем миром – подключать муниципалитеты, искать инвесторов. Хотя насчет частных детских садов у меня большие сомнения. Ведь для того, чтобы получить лицензию на создание негосударственного дошкольного учреждения, надо выполнить ряд серьезных требований. Инвесторы обращаются, мы все объясняем, но очень мало кто доходит до конечной цели. К сожалению, в этой сфере много подпольных игроков – детские сады на дому, услуги гувернанток. Я всегда обращаюсь к родителям, чтобы они осторожнее относились к ним. Доверять жизнь своего ребенка людям, работающим нелегально, чревато.

– За что особенно болит голова у нового министра образования Иркутской области?

– За кадровое обеспечение школ. Средний возраст учителей неуклонно растет, престиж профессии по-прежнему на низком уровне. Поэтому стратегическая задача – сделать все, чтобы педагог стал уважаемой фигурой в обществе. Следующий год объявлен президентом страны Годом учителя. На региональном уровне нам сегодня необходимо настроить систему привлечения в школу молодых специалистов и возвращения педагогов, которые когда-то оставили профессию.

– Серьезную роль здесь могут сыграть руководители школ. Но им, согласитесь, зачастую не хватает опыта…

– Действительно, грамотных и инновационно мыслящих менеджеров в образовании сегодня мало. Но они есть, и в этом году мы даже провели конкурс лидеров в образовании «Дебют». В нем свои инновационные идеи и наработки представляли молодые и успешные директора и завучи школ Приангарья. Неплохо решается вопрос подготовки кадрового резерва руководителей школ в Иркутске. Хочу отметить совместную работу города и Байкальского государственного университета экономики и права. Вуз разработал проект магистерского обучения по программе «Управление человеческими ресурсами». Ее суть в том, чтобы директора и завучи школ, просто учителя и работники детских садов обучались менеджменту. Ведь зачастую директор школы – это просто хороший учитель.

Но управленческая работа все-таки требует определенной компетенции. Руководитель сегодня несет ответственность не только за организацию педагогического процесса, но и за бюджет, налоговую политику, соблюдение норм трудового законодательства и т. д. Магистерское образование БГУЭП уже многим учителям Иркутска позволило стать грамотными менеджерами. Этот проект мы намерены внедрять по всей области.

– Большинство учителей относится к прекрасной половине человечества. Каково это – руководить большим женским коллективом?

– Я уже привык и очень люблю свою работу, ведь педагоги – это особая когорта людей. Интеллигенция с открытой душой и добрым сердцем. Общаться, а тем более руководить ими – одно удовольствие. Для меня важен коллективный дух, который нигде так не развит, как среди учителей. Здесь с большим уважением относятся к ветеранам педагогического труда и с особым трепетом – к молодым кадрам. Как руководитель, я понимаю, что не только должен требовать от людей выполнения обязанностей, но и создавать им комфортные условия для работы. Для меня очень важно, чтобы учитель приходил в класс с хорошим настроением. Заряд бодрости вкупе с багажом знаний он подарит детям, а это для нас с вами – не что иное, как залог успешного будущего.

 

ЕГЭ стартует завтра

Завтра в школах Приангарья начинаются выпускные испытания. Напомним, чтобы получить аттестат о среднем полном образовании, ребенку нужно сдать два обязательных экзамена – по русскому языку (29 мая) и математике (4 июня), остальные предметы ученики выбирают самостоятельно. Для выпускников, по уважительным причинам пропустивших обязательные экзамены или получивших по ним двойки, определены резервные дни – 17 июня по русскому языку, 20 июня – по математике. Пересдать можно только один раз. Если за вторую попытку ребенок получит двойку, вместо аттестата ему выдадут справку об обучении, ЕГЭ он сможет сдать только на следующий год. Предметы по выбору в формате ЕГЭ пересдавать нельзя.

Результаты экзаменов отныне не будут выкладываться в Интернете. Напомним, в прошлом году можно было узнать свой результат на второй день после сдачи экзамена, введя данные паспорта на официальном портале ЕГЭ. Нынче это правило запретила служба Рособрнадзора. Оценки выпускники смогут узнать в своих школах. После того, как ребенок получил результат, он имеет право в течение двух суток подать на апелляцию, написав заявление в региональный центр обработки информации ЕГЭ.