25.05.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
25.05.2009 12:00

Социальная корзина

Дешево и патриотично

Уже более 30 муниципалитетов Приангарья участвуют в проекте «Социальная корзина – социальная цена». Эффект от «народных» ценников на продовольствие оценивали в пятницу специалисты в сфере потребительского рынка в ходе совещания под руководством временно исполняющего обязанности губернатора Сергея Сокола.

Социальными ценами, по информации замруководителя службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Натальи Захаровой, на сегодняшний день охвачено более 600 объектов торговли, более 50 пунктов общественного питания и около 150 предприятий бытового обслуживания региона. А число муниципальных образований, участвующих в проекте, за месяц возросло почти в два раза – с 17 до 32. Наибольшую активность, по словам Наталья Захаровой, проявляют города Иркутск, Ангарск и Шелехов. В результате за апрель-май из 25 наименований товаров цены снизились на 14, по которым ведется мониторинг. Так, за этот месяц, по сравнению

с прошлым, яйца в магазинах Иркутска стали дешевле почти на 4%, а к уровню ноября 2008 года – на 15%, масло подсолнечное – на 7,2% и 23% соответственно, молоко – на 10% (к ноябрю-2008). Если на начало прошлого года индекс потребительских цен в Приангарье достигал 108,4%, то сейчас он равен 105%. Это один из наиболее низких показателей среди регионов Сибирского федерального округа.

Рассказывая о реализации антикризисного проекта в областном центре, председатель комитета по потребительскому рынку мэрии Александр Третьяков отметил, что в него включено 183 магазина города. Речь идет о сетях супермаркетов «Цезарь», «ОК», «Слата», а также о предприятиях фирменной торговли – ОАО «Мясокомбинат «Иркутский», «Иркутский масложиркомбинат», «Белореченское», «Иркутский хлебозавод». С каждой из торговых организаций администрация Иркутска заключает соглашения на срок не менее одного года. В них прописан конкретный перечень товаров, стоимость которых должна уменьшиться, и оговорено, что торговая надбавка не должна превышать 10%. С производителями (предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности) подписывается еще один договор – на поставку участникам проекта продукции по специальным оптово-отпускным ценам.

Положительный эффект от социальных цен жители Приангарья испытали однозначно. Посетив перед совещанием несколько социальных отделов в магазинах города и пообщавшись с покупателями, Сергей Сокол сделал вывод: люди довольны.

Испытывают ли подобные чувства предприниматели, решившиеся снизить цены? Коммерчес-

кий директор сети гипермаркетов «ОК» Елена Щеголева отметила, что бизнесмены в этом заинтересованы. Во-первых, увеличивается покупательский спрос, а во-вторых, растет уровень доверия граждан к товарам, ценники которых сообщают о государственной проверке качества продукции.

– Все наши производители и поставщики нашли возможность заморозить или снизить цены, – подчеркнула Елена Щеголева. – Кроме того, у нас есть товары федеральных производителей, которые направляют инвестиции на продвижение своей продукции. Эти средства и позволяют нам снижать цены.

Более того, предприниматели проявляют и собственную инициативу. Например, в гипермаркетах «ОК» по социальным ценам будут реализовываться и промышленные товары, в которых люди также остро нуждаются.

Впрочем, не всегда торговым предприятиям удается покрывать финансовые потери. По словам заместителя генерального директора ОАО «Иркутский масложиркомбинат» Дмитрия Баймашева, негативное влияние в этом плане оказывают рост тарифов на различные услуги, в том чис-

ле коммунальные, снижение объемов производства за первый квартал: хлеба, продуктов мясопереработки (на 15–20%).     

– К примеру, наше предприятие смогло выполнить план по продажам исключительно за счет выездной торговли, – сообщил Дмитрий Баймашев.

Поддержать предпринимателей можно было бы за счет налоговых послаблений, но только в областном бюджете нет денег на эти цели. Впрочем, некоторые муниципальные руководители самостоятельно изыскивают средства и поощряют торговые организации определенными льготами. За счет такой поддержки, в частности, работают социальные магазины в Усть-Илимске, Тулуне и Зиминском районе. А иркутские бизнесмены могут надеяться на благодарность и, возможно, грамоты от городской администрации. Вручать их будут, судя по словам Александра Третьякова, «за патриотизм, высокую социальную ответственность и активную гражданскую позицию».

Высказывая пожелания по совершенствованию политики антикризисных цен, Елена Щеголева заявила о необходимости ужесточить меры против появления в неорганизованных точках торговли контрафактного товара, обратилась с просьбой к производителям не снижать качество продукции, относящейся к низкой ценовой категории. По мнению Сергея Сокола, в первую очередь необходимо организовать взаимодействие региональных властей с Роспотребнадзором, чтобы и в дальнейшем качество «социальных» товаров было на высоком уровне. Нужно также расширить географию проекта и продумать меры экономической поддержки предпринимателей.

– Мы убедились в том, что программа, начатая губернатором Игорем Есиповским, работает и дает результаты, – подвел итог Сергей Сокол. – Социальные магазины – одна из мер поддержки населения в трудных финансовых условиях, и мы намерены продолжить реализацию проектов в сфере потребительского рынка.