25.05.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
25.05.2009 12:00

Школа будущего «не имеет права быть ветхой»

 «Я не позволю, чтобы школа мешала моему образованию», – говорил известный персонаж книги Марка Твена Геккельбери Финн.  Как сделать так, чтобы в образовательных учреждениях детям было интересно и комфортно? Ответ на этот вопрос заложен в новой образовательной стратегии «Наша новая школа». На прошлой неделе концепция школы будущего стала темой парламентских слушаний в Госдуме РФ, которые проходили в режиме видеоконференции с регионами. Несмотря на поздний час, в мероприятии приняли участие депутаты и работники системы образования Иркутской области.

Напомним, в ноябре прошлого года Президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию определил ряд стратегических шагов в сфере общего образования. Они легли в основу стратегии «Наша новая школа», которая, по сути, стала продолжением нацпроекта «Образование».

Открывая слушания, зампредседателя Госдумы РФ Светлана Журова отметила, что в июне документ планируется представить на рассмотрение правительства, а затем, в ходе августовских учительских конференций, выработать конкретный план мероприятий по воплощению проекта «Школа будущего» в жизнь.  

– Стратегия направлена на возрождение российского образования, указывает направления предстоящих изменений и мер господдержки в этой сфере, – подчеркнула Светлана Журова. – Мы должны перестроить всю систему на современные технологии, и особое внимание в этой работе необходимо уделить личности ребенка, индивидуальному подходу к каждому учащемуся.

Согласно стратегии, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Всего в документе определено пять основных направлений. Во-первых, обновление образовательных стандартов, которые не должны быть унифицированы. Во-вторых, система поддержки талантливых детей через формирование в стенах школы творческой среды. Ведь индивидуальные достижения, наряду с результатами ЕГЭ, будут учитываться при поступлении выпускников в высшие учебные заведения.

К разделу номер три – развитие учительского потенциала – поступило больше всего предложений от представителей образовательного сообщества. Важность этой темы подчеркнул и глава государства в послании: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов… и, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей». Для достижения этой цели планируется изменить саму сис-

тему переподготовки учителей и повышения их квалификации. Она будет строиться по модульному принципу и проходить на базе наиболее успешных школ. Учителя будущего должны разбираться в современных информационных технологиях, быть адекватными требованиям времени, уметь слышать и понимать детей.

Четвертое направление можно озаглавить словами президента: «российская школа не имеет права быть ветхой». Оно предполагает новый подход к архитектуре и дизайну зданий образовательных учреждений – модульный принцип строительства. Школьный комплекс, возведенный таким образом, будет включать физкультурно-спортивные объекты, центры медицинского обслуживания, обеспечения качественного питания, проведения внеклассных мероприятий.

И, наконец, пятый постулат стратегии – здоровье школьников. Физическому и моральному состоянию детей, а особенно детей с ограниченными возможностями, в школе будущего должно уделяться первостепенное внимание, причем в индивидуальном порядке (для этого, в частности, предусматриваются специальные карты по контролю за здоровьем учащихся). По мнению разработчиков стратегии, очень важно заинтересовать ребенка школьной жизнью, ведь дети чаще всего болеют от безделья.        

По итогам слушаний парламентарии и сотрудники Минобразования области сформулировали и направили в Госдуму ряд рекомендаций. Предложили, в частности, доработать нормативно-правовую базу для учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы, обновить федеральное положение по аттестации педагогических работников и разрешить субъектам самостоятельно определять содержание аттестации с учетом региональных особенностей. Кроме того, участники слушаний от Иркутской области заявили о необходимости законодательно утвердить легитимность институтов общественного участия в управлении образованием и вовлекать в образовательный процесс органы государственно-общественного управления, родительские советы и различные общественные организации. Однако самым интересным стало предложение о принятии на федеральном уровне закона о статусе учителя.

– Такой документ будет являться законодательной основой для поднятия социальной роли учителя в обществе. Если учитель будет знать, что законом определены его статус, основные направления социальной защиты, требования, то изменится его собственное отношение к своей деятельности, – считает министр образования Иркутской области Виктор Басюк.

По мнению главы комитета ЗС по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой, закон о статусе учителя давно назрел и очень необходим в обществе.

– Врач и учитель – это те люди, работа которых важна для каждого человека, а потому представители этих профессий должны иметь государственный статус, ведь они реализуют государственную политику.