Японский зал
Увидеть, каким было искусство Востока в прошлые века, теперь можно в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Здесь открылся зал, посвященный Японии. В постоянной экспозиции представлено более ста экспонатов, многие из которых в течение нескольких лет реставрировались в Государственном эрмитаже.
– Наша коллекция японского искусства считается самой интересной за Уралом и насчитывает более 700 предметов. Выставить мы решили самые яркие и интересные, – отметила старший научный сотрудник художественного музея Елена Кабунова. – Наша особая гордость – коллекция японской гравюры, в том числе ведущих мастеров.
В художественном музее хранятся произведения Хокусай – автора известной на весь мир серии «36 видов горы Фудзи». Однако у нас не эти знаменитые гравюры, а так называемые суримоны – натюрморты, где с помощью символического изображения предметов автор выражал свое отношение к миру. Кроме того, в экспозиции представлены работы мастера исторической гравюры Еситоси, изображающие военные поединки. Есть и картина Тиканобу, который в основном рисовал гейш, «Такао в лунную ночь в веселом квартале».
Елена Кабунова отметила, что уникальные гравюры, выполненные в технике цветной ксилографии, хранились в музее десятилетия. Многие из них поступали уже серьезно поврежденные, соответственно, до реставрации выставить их было невозможно. Самым старым предметом в экспозиции является свиток VIII века, где на шелке изображен основатель дзен-буддизма Бодхидхарма.
– Большинство предметов коллекции датировано XIX веком, но, поскольку искусство Японии длительное время являлось традиционным, по нашим экспонатам можно представить, каким оно было и в XVII–XVI столетиях, – считает Елена Кабунова. – Вот, например, традиционный вид декоративного искусства – лаки, процесс изготовления которых невероятно трудоемкий, поэтому их так ценили в Японии. На выставке вы можете увидеть шкатулку, чашку для риса и палочки для еды.
В следующей витрине представлена другая визитная карточка Страны восходящего солнца – миниатюрные фигурки из слоновой кости нэцкэ, изображающие божеств и бытовые сценки. Напротив – веера, ведь Япония является родиной складного варианта этого предмета. Рядом – традиционные предметы для чайной церемонии из фарфора и керамики. Для национальной кухонной утвари характерна лаконичность узора и приверженность к простым округлым формам. Неподалеку – гораздо более пафосные образцы японского фарфора.
– Это сервизы, которые в XIX веке экспортировались в Европу, – пояснила Елена Кабунова. – Например, этот образец демонстрирует нам синтез чисто европейских форм и японской росписи. Соседний сервиз выполнен в так называемом парчовом стиле, когда все пространство фарфора заполняется обильной росписью и позолотой. Именно так европейцы представляли себе японское искусство.
Иркутяне же теперь смогут составить собственное представление о Стране восходящего солнца. Однако, хоть экспозиция и постоянная, любоваться гравюрами любители японского искусства смогут всего полгода. После этого уникальные экспонаты, которым вреден дневной свет, отправятся в хранилище.