27.05.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
27.05.2009 12:00

Винегрет из полномочий

Станет «мишенью» первого этапа административной реформы в Иркутской области

Полномочия чиновников Иркутской области неконкретны и зачастую носят общий характер. Такой вывод сделали члены правительственной комиссии, изучающие положение дел с численностью и результативностью работы госслужащих Иркутской области относительно данных других регионов Сибирского федерального округа. Кроме этого, содержание аппарата чиновников в Приангарье на 20% превышает среднее значение по СФО.

Заниматься своим прямым делом, чтобы не допустить разрухи, призывал еще классик русской литературы Михаил Булгаков устами профессора Преображенского. Сегодня этот принцип является залогом эффективной работы чиновников. Однако внутри структурных подразделений органов исполнительной власти подчас происходит дублирование функций – в Приангарье этот показатель достигает 15%. Кроме того, не везде четко разделены обязанности между министерствами, агентствами и службами, их полномочия прописаны неконкретно. Оптимизировать структуру управления регионом и привести к нормативной численность служащих – таковы задачи первого этапа административной реформы, ход которой обсудили члены правительства Иркутской области в понедельник.

Данная реформа проводится в России с несколькими целями. Во-первых, для повышения качества и доступности бюджетных услуг. Во-вторых, чтобы ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность предпринимателей. В-третьих, чтобы сделать работу органов исполнительной власти более эффективной. Именно на последнем предназначении административной реформы подробно остановился заместитель председателя правительства области Александр Ведерников, рассказывая о промежуточных итогах первого этапа ее реализации в регионе. Для этого, напомним, была создана специальная правительственная комиссия из пяти комитетов.

Объектом оптимизации в ходе преобразований выступает численность занятых в органах власти всех уровней и бюджетной сети – 184 тыс. человек. Для органов местного самоуправления уже разработаны предельные нормативы оплаты труда и количества сотрудников, теперь пришло время взяться за организацию работы областных чиновников, совершенствованию которой поистине нет предела. Достаточно взглянуть на статистику: расходы консолидированного бюджета Иркутской области на оплату труда областных и муниципальных чиновников, а также занятых в бюджетной сфере из расчета на одного жителя на 20% превышают среднее значение по Сибирскому федеральному округу. В прошлом году это превышение обошлось региону в 6,3 млрд. рублей – такова сумма дополнительных расходов казны.

Перечисляя промежуточные итоги текущего этапа реформы, Александр Ведерников отметил, что были исследованы почти тысяча функций и полномочий областных властей. В результате анализа установлено незначительное дублирование функций между органами госвласти и их структурными подразделениями – всего 1%. Вместе с тем внутри подразделений этот процесс имеет более существенные масштабы – 15%. Из недочетов управленческой структуры следует также выделить несоответствие наименований тех или иных органов выполняемым функциям. В итоге порой получается некий функционально-управленческий винегрет: иногда контрольно-надзорные функции, принадлежащие службам, отчасти выполняют агентства, а службы, в свою очередь, нередко занимаются методологией, отбирая хлеб у министерств. Сравнивая положения об органах исполнительной власти Приангарья с документами, принятыми в других регионах СФО, специалисты комиссии сделали вывод: описание полномочий чиновников Иркутской области неконкретно и зачастую носит общий характер. В связи с этим при формировании новой организационной структуры управления областью возникает ряд важных задач: конкретизировать полномочия и функции каждого органа управления, исключив дублирование и избыточность, четко ориентироваться на полномочия, которые закрепил за субъектом федеральный законодатель.

Говоря о структуре занятых в органах исполнительной власти региона, Александр Ведерников отметил высокую долю технического и вспомогательного персонала – 57% государственных служащих. В ходе реформы именно этих специалистов в первую очередь затронут проводимые мероприятия. Всего же, по предварительным данным, оптимизация коснется порядка 2 тыс. человек (30% региональных чиновников).

– Это вовсе не означает, что речь идет о сокращении такого числа работников, – пояснил Александр Ведерников. – Перераспределение произойдет как между органами госвласти с учетом изменения организационной структуры, так и в государственных учреждениях области, которым планируется передать функции по техническому обеспечению. В дальнейшем будет рассматриваться возможность передачи вспомогательных и обеспечивающих функций на коммерческий аутсорсинг. Помимо этого, высвобождению подлежат чиновники, выполняющие дублируемые, избыточные и не предусмотренные законодательством функции.

Вторым этапом реформирования станет оптимизация структуры консолидированной бюджетной сети, в процессе которой предполагается сократить расходы на ее содержание, ввести отраслевую систему оплаты труда и разработать критерии, по которым будет оцениваться эффективность деятельности областных и муниципальных чиновников. Материальный эффект от преобразований, по словам Александра Ведерникова, будет ощущаться уже в бюджете 2010 года. Проект модернизированной управленческой системы планируется подготовить к 15 июня.

– Значимость административной реформы особенно возрастает в нынешних сложных условиях, – отметил временно исполняющий обязанности губернатора Сергей Сокол. – Считаю, что в результате проведения реформы повысится коэффициент полезного действия правительства. Важно четко проанализировать функции и полномочия всех структурных подразделений и принять верные решения.