29.05.2009 12:00
Теги
29.05.2009 12:00

Не видеть – не значит не жить

Иркутской школе для слепых и слабовидящих детей исполняется 115 лет

В учебных заведениях закончилась пора последних звонков. Не стала исключением и иркутская школа-интернат N 8, где учатся слепые и слабовидящие дети. Преодолев недуг, выпускники старейшего образовательного учреждения Приангарья, которому в этом году исполняется 115 лет, защищают докторские и кандидатские диссертации, побеждают на Параолимпиадах, становятся призерами международных музыкальных конкурсов. Обычная массовая школа не дала бы им такой возможности. Педагоги говорят – у интерната есть резервы для приема новых учеников, а в регионе немало детей с глазными заболеваниями испытывают трудности, получая образование вместе со здоровыми сверстниками. Однако их родители либо стесняются отправлять своих чад в специализированное учебное заведение, либо не знают о его уникальных методиках.

Сашина музыка

На первый взгляд – это обычный школьный класс, только парт поменьше, и буквы на доске покрупнее. А вот географическая карта здесь особенная, сделанная по заказу – все горы и возвышенности выполнены на ней рельефно. Воспитатель Галина Быцко просит десятиклассника Сашу Супрунова показать, как он работает с картой, но парень стесняется. Во-первых, у него скоро экзамены. В этом году в интернате выпускники неполной средней школы впервые будут сдавать ЕГЭ – среди коррекционных учебных заведений страны иркутяне опробуют этот способ проверки знаний у десятиклассников одними из первых. И сейчас все волнуются за результат. Во-вторых, сегодня Саша пел на концерте для ветеранов, и что-то его смутило в аккомпанементе. К музыке парень относится трепетно, однажды он даже выступал на одной сцене со звездами оперы:

– В седьмом классе я участвовал в проекте «Тысяча городов России» фонда «Мир искусства». Ездил в Красноярск, Москву, Питер. В Академии хорового искусства был на презентации рояля, сделанного из столетней сосны. Пел в хоре на одной сцене с Дмитрием Хворостовским и Эвелин Глени, она пишет такую красивую музыку, хотя совсем не слышит.

К слову, сам Саша не видит из-за отслоения сетчатки глаз. Мечтает стать музыкальным оператором или историком – в этом возрасте выбрать верную жизненную дорогу непросто даже здоровым детям. Для начала планирует окончить полную среднюю школу – здесь это 12 классов.

Победа на кончиках пальцев

Тотально слепые дети учатся в интернате по системе Брайля: учебники для них напечатаны рельефно-точечным шрифтом. Для того чтобы распознавать эти точки, ребятам необходимо развивать мелкую моторику пальцев.

– Вот мальчик, который на бубне играет, учится по Брайлю. Игра на музыкальном инструменте для него – хорошая гимнастика рук, – с преподавательницей физики Валентиной Некрасовой мы тихонько переговариваемся во время концерта для ветеранов.

Маленький мальчик так старательно подыгрывает старшекласснику с аккордеоном, что даже язык прикусил. Ребята исполняют песню «На безымянной высоте». Среди гостей в первом ряду – бывший педагог интерната Валентина Прозорова. Отличник народного просвещения, а ныне пенсионерка, в грозные 1940-е работала в рыболовецкой бригаде на Байкале. Как-то раз команда 13-летних подростков добыла 44 центнера омуля. Но трудиться приходилось уже после учебы, и именно в школе будущая учительница впервые столкнулась со слепым человеком.

– Наш преподаватель Николай Иванов ослеп на фронте после взрыва снаряда. Он был очень хороший, сердечный и добрый. Именно тогда я решила стать педагогом, – вспоминает Валентина Прозорова. – В то время я не могла и предположить, что буду работать со слепыми и слабовидящими детьми, однако о своем выборе не жалею. Конечно, сложностей много, ведь дети не видят, а до них нужно донести все содержание жизни. Но они становятся достойными людьми. Вот, например, наш выпускник Виктор Капустин работал в атомной энергетике. Мне и сейчас бывшие наши ученики звонят, благодарят, хотя некоторым из них уже за 60.

Так получилось, что сегодня уже внуки выпускников учатся в школе-интернате, ведь проблемы со зрением часто передаются по наследству. Мама черноглазой красавицы Маши Кошурниковой, ведущей концерт, передала дочери не только заболевание, но и спортивный талант.

– Она ездила в Берлин, где стала чемпионкой мира по прыжкам в длину и пятиборью. Когда я сюда пришла в первом классе, учителя, услышав мою фамилию, сразу сказали: «О, иди в спортзал». С тех пор я занимаюсь легкой атлетикой, – рассказала Маша.

В начале мая учащиеся интерната Настя Фролова и Дима Мирошниченко на всероссийских соревнованиях по легкой атлетике в Сочи завоевали несколько золотых медалей. Но развитие спорта – лишь одна из традиций учебного заведения.

От ремесленников до ученых

Иркутский интернат для слепых и слабовидящих детей осенью будет отмечать 115-летие. В 1894 году на средства купца Хаминова была создана школа, чтобы

обучить незрячих ребят ремеслам. Первыми учениками стали пять ребятишек. Сейчас в учреждении получают образование 132 ученика, из них 16 – тотально слепы, 13 – сироты. Так, выпускники Оля Красногирова и Аня Петрова живут без родителей. У Оли катаракта и послеоперационная глаукома, но полностью зрение она не потеряла. Девушка пишет стихи и мечтает быть парикмахером. У нее опекун – сестра, у Ани – тетя. Аня перешла в интернат в восьмом классе из массовой школы, учиться там ей было непросто.

– Я не видела, что пишут на доске, что-то запоминала на слух, но преподаватели это вообще не воспринимали. Здесь я стала учиться гораздо лучше. После 12-го класса хочу поступить в медучилище, потом в мединститут, хочу стать акушером. Моя тетя, кстати, тоже врач – окулист. Она воспитывает пятерых детей, в прошлом году мы в Иркутске стали победителями конкурса «Почетная семья», – рассказывает Анна.

В классе с рельефной географической картой собрались почти все выпускники этого года. Ребята они открытые и улыбчивые, к тому же внимательные. Педагоги отмечают, что слабовидящие дети тщательно вникают в изучение школьных дисциплин. Поэтому и учатся хорошо. Причем помимо основных наук им приходится получать и дополнительные знания. Охрана зрения, развитие мимики и пантомимики, осязания и мелкой моторики, логопедия, лечебная физкультура, ориентировка в пространстве и социально-бытовая ориентировка – предметы, которых нет в массовой школе.

– Ориентировку в пространстве и обществознание у нас преподает психолог Валерий Токаревский. Человек абсолютно незрячий, а защитил диссертацию по философии. Он может дать ответы на самые разные вопросы. Я вчера у него даже консультировалась, где дешевле купить стройматериалы, – улыбается Ольга Лихачева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната.

Для того чтобы обучение было эффективным, в классах здесь занимаются максимум по 12 человек. Кстати, это единственное коррекционное учебное заведение Иркутской области, где можно получить полное среднее образование.

Большие и малые победы

– В прошлом году наш выпускник по результатам ЕГЭ стал студентом госуниверситета. В этом году я готовлю одну девочку к поступлению в технический университет. Это Аня Какоурова. Помимо обязательных русского языка и математики она выбрала для сдачи ЕГЭ информатику и физику. Не каждый зрячий хорошо знает эти сложные предметы, – делится учительница Валентина Некрасова.

У ее воспитанницы частичное зрение, но девушка видит монитор компьютера и планирует связать свою жизнь с кибернетикой. Она уже занимается на подготовительных курсах в вузе и успела подружиться с другими абитуриентами. А вот одноклассников у Ани совсем немного. В этом году 12-й класс оканчивают всего трое ребят. Преподаватели говорят – интернат может принять новых учеников, доведя общее число обучающихся до 200 человек.

– Медицина не стоит на месте, и с каждым годом тотально слепых людей становится все меньше. Однако число глазных заболеваний растет. Много детей с проблемным зрением занимаются в массовых школах, где им трудно учиться. А родители, видимо, стесняются вывески «Коррекционная школа» или попросту не знают, что обучение у нас бесплатное, так же, как проживание и питание, – говорит воспитатель Галина Быцко.

В интернате закончился концерт для ветеранов. Самым трогательным стал момент, когда симпатичную слепую девочку лет восьми, одетую в золотое платье, другие ребята подвели к фортепиано. Школьница исполнила всего несколько тактов, но это были первые сыгранные ею ноты, первая победа, первые шаги в большой мир, в который здесь открывают двери уже 115 лет.

 

Участники школьного хора выступили перед ветеранами