29.05.2009 12:00
Теги
29.05.2009 12:00

Не растеряться и спастись

Иркутских школьников учили правилам поведения в чрезвычайных ситуациях

Утро 22 мая для учащихся иркутского лицея N 3 началось… с тренировочной эвакуации.

Поскольку учения, приуроченные к Дням защиты детей от пожаров и чрезвычайных ситуаций, в этом учебном заведении проводились впервые, экзамен на умение правильно вести себя в экстремальных условиях пришлось держать и ученикам, и преподавателям.

– В апреле – мае во всех общеобразовательных учреждениях России проходят занятия по совершенствованию уровня практической подготовки учащихся по курсу ОБЖ, – поясняет начальник Управления гражданской защиты ГУ МЧС по Иркутской области Евгений Гоголев. – К сожалению, учебный процесс в настоящее время стал небезопасным. Это связано с большим количеством техники и оборудования в школах, а также с человеческим фактором. Более 90% так называемых несчастных случаев происходят по вине людей, в том числе школьников.

В этот день лицеисты прошли курс ОБЖ по направлениям: пожарная безопасность, оказание первой доврачебной помощи, безопасность на воде. Уроки провели специалисты аварийно-спасательной службы Иркутской области и преподаватели учебно-методического центра ОГУ «Центр ГО ЧС и пожарной безопасности».

«Типичная ситуация при болевом шоке. Травмы опорно-двигательного аппарата. Как нужно правильно находить пульс?» – доносится из кабинета доврачебной помощи. «Вот воздушно-пенный огнетушитель, – говорит преподаватель в соседней аудитории. – Им нельзя тушить щелочные материалы и кислоты. Только твердые горючие материалы. На лицевой части огнетушителя все это указано. В случае возникновения пожара ваши действия просты: срываете кольцо, нажимаете на ручку, направляете раструб на огонь…»

Заместитель начальника отряда экстренного реагирования г. Иркутска Андрей Кармадонов учит класс, как вести себя при пожаре в местах скопления людей:

– Предположим, на дискотеке возник пожар, и в толпе, охваченной паникой, началась давка. Как нужно действовать? Локти необходимо прижать к груди, защищая ребра от сдавливания и перелома. Не пытайтесь идти против движения, переместиться в центр толпы или, наоборот, к краю – двигайтесь вместе с потоком. Я покажу, как правильно вставать, если вас сбили с ног. (Инструктор упирается руками в пол как при отжимании, резко поджимает ноги и так же стремительно встает). Главное – сделать это быстро, с максимальным приложением сил. Иначе затопчут. Запомните: если возник пожар, не впадайте в панику. Чаще всего люди погибают из-за неграмотных действий. От того, насколько хладнокровно вы оцените положение, зависит ваша и чужие жизни.

Резкий троекратный звонок прерывает теоретические занятия. Это сигнал к эвакуации. Здание пустеет за считанные минуты – школьники и преподаватели покидают помещения через запасные выходы. На школьном дворе их ждут практические занятия – тушение условного пожара, эвакуация со второго этажа при помощи страховочной системы «Карусель» и ликвидация последствий «дорожно-транспортного происшествия» с применением спецоборудования.

С удовольствием облачившись в костюмы пожарных, лицеисты-мальчишки тушат условно горящие автомобили, а их одноклассницы тем временем с визгом покидают уже надоевшую альма-матер с помощью страховки.

– Такие занятия очень важны для нас, – подводит итог исполняющая обязанности директора лицея N 3 Ольга Голоскова. – Сегодня и теоретическая часть очень понравилась ребятам, а уж о практике и говорить нечего! Сотрудники МЧС рассказали реальные ситуации из жизни, такой материал усваивается учениками лучше, нежели из учебников. Анализируя сегодняшний день, могу отметить, что у нас теория оторвана от жизни. Наши собственные уроки ОБЖ должны обязательно носить более практический характер. Ведь эти навыки могут пригодиться в жизни. Здание, в котором расположен наш лицей, 1937 года постройки. Все ветхое, старое. К сожалению, за все время существования нашего лицея, с 1992 года, мы ни разу ничего подобного не проводили. Теперь мы поняли, что такие учения нужно проводить регулярно – в течение всего учебного года.