Тимур Сагдеев: Контроль – это особая форма доверия
Первый созыв Законодательного Собрания отработал полгода. О своих впечатлениях мы попросили рассказать Тимура Сагдеева – председателя комиссии по контрольной деятельности ЗС, депутата от избирательного округа N 12 (Нижнеудинский и Братский районы), входящего в состав фракции «Единой России».
– Тимур Ринатович, сколько времени было вам дано на адаптацию к работе в Законодательном Собрании?
– Организационный период формирования структуры и планирования деятельности депутатов прошел достаточно динамично. На раскачку времени не было. С одной стороны, депутатский корпус сильно обновился: из 50 парламентариев 33 новичка. Но, с другой стороны, в регионе произошли значительные политические изменения, которые вызвали необходимость проведения масштабной законодательной работы.
Конечно, в первую очередь это завершение процесса по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в единый субъект РФ. Необходимо было учесть все стороны жизнедеятельности, убрать все шероховатости, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным, чтобы у всех жителей объединенного региона были равные права. Точку мы поставили на апрельской сессии, когда приняли Устав Иркутской области.
– Некоторые положения этого документа вызвали острую дискуссию.
– Действительно, по некоторым вопросам создавалось напряжение – по назначению заместителей губернатора, по формированию Контрольно-счетной палаты. Но это обычный процесс, соответствующий уровню начального обсуждения в рабочих группах, когда могут возникать любые радикальные, даже абсурдные версии и предложения. Мы понимаем, что здесь есть элементы политической игры, кому-то выгодно закрутить интригу. Но политическая культура, которая традиционно достаточно высока в Законодательном Собрании, подразумевает, что на следующем уровне эти игры прекращаются. Идет деловое профессиональное обсуждение, выработка конкретных решений. По-моему, нынешний депутатский корпус состоит из людей прагматичных, руководствующихся здравым смыслом. Доводы, которые мы приводили, были разумны. Мы достигли оптимального баланса, позволяющего и законодательным, и исполнительным органам власти эффективно выполнять свои полномочия.
– Как вы отнеслись к предложению возглавить комиссию по контрольной деятельности?
– Было приятно, что коллеги доверили ответственный фронт работы. Контрольная функция – одна из основных в деятельности депутата ЗС. И мы видим, что в последнее время ее значимость существенно возросла. Особенно сейчас, во время кризиса, мы должны не только скрупулезно отслеживать, на что тратятся бюджетные деньги, но и требовать использовать эти средства наиболее эффективно. Особенно это касается закупок на государственные нужды. Механизм конкурсов и аукционов работает далеко не идеально. С одной стороны, он не создает нужного противодействия недобросовестным исполнителям, с другой – не дает четких гарантий по предоставлению качественных товаров и услуг. Несомненно, требуется внести изменения в законодательство. А пока мы будем жестко контролировать выполнение действующих норм.
– Будете карать?
– Это не наша функция. Контроль в первую очередь подразумевает предотвращение событий, за которыми может последовать блеск меча правосудия. На комиссии депутаты рассматривают заключения аудиторов Контрольно-счетной палаты, заслушивают объяснения проверяемой стороны и вырабатывают решения, которые позволяют исправить ошибки, улучшить качество работы. Так что мы не только контролеры, но и консультанты. Как говорится, не можешь – поможем, не хочешь – будешь разговаривать в прокуратуре. Поэтому к нашим советам прислушиваются и решения комиссии стараются выполнять.
– Тимур Ринатович, какие процессы, находящиеся под вашим контролем, вы бы отметили особо?
– Под постоянным контролем депутатов находится исполнение бюджета Иркутской области. Социальные статьи расходов. Своевременная выдача зарплаты бюд-
жетникам. Обеспечение деятельности организаций здравоохранения и образования. Вопросы поддержки благоустройства населенных пунктов и правопорядка. Кстати, сейчас в районах и городских округах создаются свои контрольные органы, с которыми мы выстраиваем тесное сотрудничество. Уверен, что это поможет местным властям грамотно организовать свою работу в соответствии с нормами законодательства. Мы уже убедились, что зачастую нарушения на местах происходят «не со зла», а от недостатка знаний.
Наша комиссия активно участвует в проверке по выполнению национальных проектов. Как отметил президент Дмитрий Медведев, их приоритеты сохраняются. Например, по нацпроекту «Здоровье» будут продвигаться и высокотехнологичная медицинская помощь, и лекарственное обеспечение, и работа по таким крайне необходимым для нашего региона программам как онкология, туберкулез, сердечно-сосудистая патология. Поэтому нам необходимо подвергнуть тщательному анализу реализацию национальных проектов в Иркутской области. Без громких рапортов, но с четким пониманием, что у нас получилось, где проколы, куда нужно направить средства в первую очередь. От этого, в том числе, будет зависеть уровень жизни населения региона.
Особо подчеркну, что сейчас через комиссию по контрольной деятельности проходят все заключения
аудиторов КСП. На майской сессии мы приняли в первом чтении Закон «О Контрольно-счетной палате». В нем, в частности, мы предусматриваем нормы, востребованные временем, – усиление аналитической работы и ответственности.
– Какой сейчас объем работы у комиссии?
– В 2009 году запланировано рассмотрение на заседаниях комиссии отчетов об исполнении областного бюджета и о деятельности Контрольно-счетной палаты. Проверим соблюдение требований законодательства РФ и Иркутской области при организации бюджетного процесса, целевое использование бюджетных средств муниципальных образований. Уже готов предварительный план рассмотрения итогов аудиторских проверок, но есть информация, что их количество будет намного больше, чем предполагается. Под контролем комиссии остаются вопросы финансового законодательства, областной собственности и блок депутатских запросов.
– Можно ожидать от вашей комиссии расследований, которые приведут к громким сенсациям?
– Лучше, чтобы поводов для этого не было. Но могу заверить, что мы продолжаем работать в открытом режиме, результаты нашей деятельности полностью доступны для общественности и СМИ.
Сергей Предеин
справка
Предварительный план рассмотрения итогов аудиторских проверок комиссии по контрольной деятельности ЗС:
Организация финансирования и целевого использования средств областного бюджета, выделенных за девять месяцев 2008 года, на содержание службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области;
Организация финансирования и целевого использования средств областного бюджета, выделенных на обеспечение противопожарной безопасности за девять месяцев 2008 года;
Организация финансирования и исполнения областной целевой программы «О мерах по усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на 2007–2009 годы «Правопорядок-2009» за 2008 год;
Использование бюджетных средств, выделенных в 2007 году ОГУ «Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в Иркутске»;
Соблюдение требований бюджетного законодательства при организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях области в 2008 году;
Деятельность службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области по вопросам организации финансирования и целевого использования бюджетных средств за 2007–2008 годы с анализом принятых мер по устранению недостатков, отмеченных в заключении КСП;
Деятельность ОГУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия» по вопросам организации финансирования и целевого использования бюджетных средств за 2007–2008 годы с учетом устранения недостатков, выявленных в ходе проверки КСП;
Соблюдение законодательства при формировании фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов (городских округов) области в 2008 году;
Целевое и эффективное использование средств, выделенных в 2008 году на реализацию областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья»;
Целевое и эффективное использование средств, выделенных уполномоченному по правам человека в Иркутской области в 2008 году;
Реализация министерством культуры и архивов функций главного администратора бюд-
жетных средств в части межбюджетных трансфертов в 2008 году;
Соблюдение требований бюджетного законодательства при составлении, утверждении и исполнении местного бюджета в муниципальном образовании «Киренский район» за 2008 год;
Организация финансирования и целевого использования средств областного бюджета, выделенных по подразделу 0302 «Органы внутренних дел», за девять месяцев 2009 года;
Целевое и эффективное использования средств, выделенных ОГНИУ «Институт законодательства и правовой информации», за девять месяцев 2009 года.