Сокращение аудиторов - не оптимизация
Депутатов местных дум обучали экономии бюджетных средств
Из-за недостатка финансов муниципалитеты не могут выполнить всех возложенных на них задач, даже выплата зарплат бюджетникам для многих – постоянная проблема. А задолженность оборачивается недоступностью областных кредитов. Как разорвать этот порочный круг, депутатов местных дум учили старшие коллеги из Законодательного Собрания Иркутской области и Государственной думы РФ. В семинаре для представительных органов местного самоуправления, организованном региональным парламентом, участвовало более 200 представителей дум Черемхово, Свирска, Аларского, Заларинского, Черемховского и Усольского районов.
Вопреки всем кризисным тенденциям, в Заларинском районе в разы увеличилось финансирование развития культуры. На семинаре в Черемхово положительной практикой поделился председатель районной думы Сергей Земляничкин. Он рассказал, что муниципалитет открывает новые клубы, создает рабочие места, организует курсы повышения квалификации для специалистов. В прошлом году удалось привлечь инвесторов и восстановить парк культуры. По различным программам и конкурсам за год Заларинский район получил более 1 млн. рублей, которые были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
Депутаты дум других территорий за соседей порадовались, но вздохнули: таких примеров единицы, а вот проблем гораздо больше. Наполнить бюджет, выдать зарплату, оплатить коммунальные услуги и не допустить задолженности. Задач перед муниципалитетами сегодня стоит много, а средств для их исполнения не хватает.
Работе депутатов и глав муниципалитетов сегодня не позавидуешь, согласился руководитель семинара, вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. В связи с кризисом многие налоги, которые раньше поступали в муниципальные бюджеты, были переведены на областной уровень.
– У территорий изъяли три налога: транспортный, на добычу полезных ископаемых и на вмененный доход, а долю налога на доходы физических лиц сократили с 15% до 10%. Основными источниками дохода для местных бюджетов остались налоги на землю и на имущество, объемы отчислений по которым ничтожно малы, – подчеркнул Геннадий Истомин. – В Иркутской области собираемость земельного налога не превышает 5%, в среднем по России – около 3%.
Для изменения ситуации необходимо совершенствовать налоговое законодательство, считает вице-спикер ЗС:
– Этот вопрос, прежде всего, нужно решать на федеральном уровне. Пока не будет изменено налоговое законодательство в плане закрепления регулируемых налогов за территориями, реформа местного самоуправления практически не продвинется. Нужно добиваться увеличения налоговой базы для местных бюджетов через Всероссийский совет местного самоуправления. Я также выступал на эту тему в Совете Федерации.
Пока же муниципалитетам нужно учиться правильно управлять имеющимися бюджетными средствами и расставлять приоритеты в расходах, подчеркнул заместитель министра финансов области Евгений Солдатов. Он пояснил, что многие районы имеют кредиторскую задолженность по зарплате. Эти долги, отражаясь в консолидированном бюджете региона, не позволяют взять кредит в федеральном бюджете. Ведь отсутствие «кредиторки» является основным условием региональной поддержки.
– Главы территорий говорят, что им не хватает денег на выплату зарплат, но при этом приобретают технику или тратят средства на капитальный ремонт. Рассчитайтесь по заработной плате, по коммунальным платежам, а потом планируйте остальные расходы, – повторил Евгений Солдатов.
Также минфин рекомендует муниципалитетам искать внебюджетные источники доходов. И такая возможность у них есть, уверен депутат Государственной думы РФ Сергей Левченко. В качестве примера он привел федеральную программу переселения из аварийного жилья, по которой муниципалитетам области в этом году будет направлено 600 млн. рублей. Из них 200 млн. рублей поступит в Черемхово.
Еще одно важное направление – контроль за расходованием средств. Эффект при его грамотной организации может исчисляться миллионами рублей. Как рассказала участникам семинара аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ольга Ризман, в прошлом году муниципальные контрольные органы проверили расходование около 46 млрд. рублей. Нарушения были выявлены по 2 млрд., вернуть в бюджеты удалось более 540 млн. рублей.
Главная проблема, говорит аудитор, в том, что не везде организованы полноценные контрольно-счетные комиссии. Где-то элементарно не хватает специалистов, а в некоторых территориях они были сокращены с формулировкой «в рамках оптимизации расходов», что просто абсурдно.
– Муниципальные образования, не имеющие контрольных органов, идут на нарушение бюджетного законодательства, которое обязывает проводить внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета, – заметила Ольга Ризман.
Но есть и примеры эффективной работы местных аудиторов. Так, контрольно-счетная комиссия в Усольском районе в прошлом году вернула в бюджет около 6,5 млн. рублей, тогда как затраты на ее содержание не превысили 2 млн. Эффективность аудиторов в Ангарске – 17 рублей на каждый затраченный.