05.06.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
05.06.2009 12:00

Нерпотерапия

Байкальская нерпа – животное-эндемик. Очень пугливое и очень любопытное. Совсем недавно во время исследовательской работы ученые Лимнологического института СО РАН выявили у них поразительные способности к дрессировке и высокий уровень интеллекта. Это открытие и дало некоторым пресноводным представителям семейства тюленей возможность стать фактически звездами эстрады. Путь байкальских тюленей из Священного моря на водную сцену проследила корреспондент газеты «Областная».

 

На нерпу можно просто смотреть и получать при этом огромное удовольствие – вовсе не обладающие стройной фигурой животные в движении поразительно грациозны. А еще у них потрясающе умные и внимательные глаза, они смотрят с любопытством и интересом. И отчего-то хочется улыбнуться – словно бы им в ответ, несмотря на то что сами нерпы улыбаться не умеют, а когда раскрывают пасть, видно, что это серьезный хищник.

Пообщаться с нерпами можно в Иркутском нерпинарии, который в мае этого года отпраздновал свое пятилетие. Хотя первые попытки дрессировки предпринимал еще в 90-х годах прошлого века на базе Лимнологического института СО РАН кандидат биологических наук Евгений Баранов. Уже тогда он увидел в нерпе животное, явно выделяющееся умом и сообразительностью. А сам Евгений Баранов удивлял тогда многих знакомых поисками бронированного стекла – в те времена такие запросы наводили только на одну мысль: человек готовится стать олигархом. Но все было совсем не так – ученый конструировал в уме огромный аквариум, стенки которого выдержат давление нескольких десятков тонн воды, чтобы как можно больше людей смогли увидеть, какое чудо обитает в байкальских водах.

Сейчас в Иркутском нерпинарии постоянно работают больше десяти нерп. Номера они, как правило, показывают в паре. Мы беседуем с директором Иркутского нерпинария Алексеем Бердниковым, а за нами пристально наблюдает Винни Пух. Он и вправду чем-то неуловимо похож на известного медвежонка – такой же удивленный взгляд. Пожалуй, взгляд у нерп – это первое, что делает их такими притягательно обаятельными. Они смотрят на тебя с интересом, и создается полное впечатление, что понимают человеческую речь.

– А они отчасти понимают, – говорит директор, – вообще-то нерпы выполняют команды, ориентируясь на жест тренера. Но мы обратили внимание, что они понимают и отдельные голосовые команды. Как-то мы даже показывали такой номер: тренер убрал руки за спину, но нерпы все равно выполняли его команды. Ученые говорят – это невероятно! Но факт остается фактом. Кроме этого мы заметили, когда людей много, и они радостно реагируют на выступление – аплодируют, смеются – нерпы выступают лучше.

О нерпах здесь говорят как о настоящих артистах – у каждого свои таланты и, следовательно, свое амплуа. Например, есть нерпы обученные фотографироваться. Они смотрят в объектив, позируют, когда надо – замирают, не боятся вспышки фотоаппарата. Настоящие фотомодели. Но у медали, как всегда, есть две стороны – попавшие в артисты животные совершенно утратили связь с дикой природой, собственно, так же, как многие люди – кинозвезды отрываются от реальности, окунувшись в мир киноиллюзий.

– Конечно, в бассейне температура воды поддерживается такая, как в природных условиях. Но за рыбкой животным гоняться не надо, да и уход за ними большой. Мы их даже моем с шампунем. И врач их регулярно осматривает. Тем не менее мне кажется, что все зависит от характера животного. Вот у нас есть такая артистка – Лора. Все сходятся на том, что она, если ее выпустить, выживет. Там такой характер! – комментирует директор нерпинария. Тем временем в зале идет представление:

– Несси, а сколько будет миллион плюс миллион? – спрашивает дрессировщик у грациозной восьмилетней красавицы.

И Несси хватается ластами за голову: ой-ой-ой, это ж отобъешь все лапы, пока нашлепаешь такое число!

Но демонстрация «математических способностей» – это номер не столь сложный. Нерп научили рисованию и музыке. Причем для музыкальных номеров руководство нерпинария собирает музыку местных композиторов. В программу уже включены два произведения известного иркутского рок-музыканта Вадима Мазитова – здесь считают, что все должно быть свое, колоритное.

А на сцене теперь уже спортсмен Тито, взяв разгон под водой, носом ударяет по плавающему баскетбольному мячу, и он попадает в кольцо.

– Это очень сложный номер, – поясняет Алексей Бердников, – когда мы его придумали, кинули в воду мячик, а нерпы его испугались: новый, незнакомый, оранжевый! – они и забились в угол. А сейчас – вон что вытворяют, мяч ведь не просто нужно из воды вытолкнуть, нужно еще и прицелиться, чтобы в кольцо попасть… Вот смотрите, первый раз промахнулся, понял свою ошибку и уже вносит поправку.

Все, кто работает в нерпинарии, относятся к этим животным не просто с теплотой: «Они же как дети». Алексей Бердников, объясняя этот феномен, говорит, что просто все работающие ежедневно получают свою порцию нерпотерапии. И поясняет:

– А вы посмотрите, с какими лицами люди выходят с представления. Они ведь не просто улыбаются, они получили заряд какой-то нечеловеческой бодрости.

Возможно, именно в этом и есть тайная притягательная сила этих морских животных – в том, что они с радостью делятся своей жизненной энергией с людьми.

Анастасия Яровая