05.06.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
05.06.2009 12:00

Юбилей – как социальный клей

Получить в подарок 11,5 млрд. рублей. Об этом, наверное, даже мечтать неприлично. Между тем именно на такую сумму из госказны может рассчитывать Иркутск в рамках указа президента о праздновании юбилея города. Документ сейчас проходит согласование в российском правительстве. Более того, день рождения можно использовать и для продвижения имиджа на федеральном уровне. Какие еще плюсы муниципалитет может вынести из цифры 350, выясняли участники нескольких круглых столов, организованных управлением мэрии по связям с общественностью и клубом молодых ученых «Альянс».

 

Юбилей для решения городских проблем           

Построить двухуровневую Маратовскую развязку, укрепить берег и благоустроить набережную реки Ангары. Сделать это исключительно на деньги муниципального и областного бюджетов, даже в порядке софинансирования по федеральным программам, нереально. Ведь на первый объект, который планируется ввести в эксплуатацию в 2012 году, требуется около 6 млрд. рублей. А чтобы привести в порядок два участка набережной (в Кировском районе и от старого Ангарского моста до реки Ушаковки), нужно примерно 5,5 млрд. рублей (подробнее об этих проектах можно прочитать на стр. 6 и 21). Изыскать столь значительную сумму удалось в федеральном бюджете. И позволил это сделать приближающийся юбилей Иркутска. Как рассказал начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике городской администрации Евгений Семенов, смело рассуждать о государственных миллиардах на муниципальные нужды можно будет только после подписания президентом указа о праздновании 350-летия Иркутска. Планируется, что этот документ появится в июле-августе этого года, а затем на его основе будет принято распоряжение Правительства РФ о выделении средств. 

– Мэрия пытается использовать юбилей для привлечения больших федеральных ресурсов, которые позволят решить самые насущные проблемы города, жизненно необходимые для его дальнейшего развития, – подчеркнул Евгений Семенов. – Согласитесь, назвать сейчас набережную достойным местом для отдыха очень сложно, а потому мы должны привести ее в надлежащий вид, чтобы через несколько лет там уже проходили праздничные мероприятия.

Кроме того, в подарок областному центру местные власти подготовили список социально значимых объектов, которые к 2011 году или даже раньше будут построены либо отремонтированы. Запланированы, к примеру, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры: одного из старейших зданий Иркутска – Спасской церкви, музейного комплекса «Декабристы в Иркутске», усадьбы Сукачева, дома в усадьбе Гиндина, дома декабриста Трубецкого, Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Намечено строительство Иркутской областной научной библиотеки им. Молчанова-Сибирского, пристроя к городскому перинатальному центру с реконструкцией существующего здания, ремонт комплекса городской Ивано-Матренинской детской клинической больницы, планируется завершить работы по возведению Восточно-Сибирского онкологического центра. Кроме того, появятся новые школы, детсады, бассейны.

Также сформирован перечень мероприятий «к юбилею», финансируемых за счет внебюджетных средств – денег частных инвесторов, горожан, собственников зданий. В него вошли благоустройство 12 скверов, воссоздание утраченных Амурских и Московских ворот, ремонт более 100 фасадов, подсветка зданий, ввод в эксплуатацию новых гостиниц, физкультурно-оздоровительных центров, создание 18 произведений монументально-декоративного искусства.

– Очень надеемся, что к 2011 году наш город украсят памятники Гайдаю – в Свердловском округе, скульптура символа города – Бабра – в сквере около Дома художника и иркутянам-первопроходцам – в сквере им. Кирова, – отметил Евгений Семенов.  

Более того, значительное число объектов, в основном инженерной инфраструктуры, будут построены в рамках действующих муниципальных программ.  

Юбилей для продвижения городского бренда

Новые школы, чистые улицы, красивая набережная… Все это, конечно, замечательно. Однако, как считает президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин, столь знаковое для Иркутска событие как 350-летие необходимо использовать и для повышения инвестиционной привлекательности города, его рейтинга на федеральном уровне.

– Затраты на мероприятия, нацеленные на развитие городского нематериального актива (имидж, репутация, бренд города, – Авт.), не сравнимы с теми огромными суммами, которые требуются на строительство или реконструкцию тех или иных объектов, а вот эффект от их реализации – будет сопоставим, – уверен эксперт.

По словам Алексея Козьмина, услуги одной из самых квалифицированных международных компаний по продвижению бренда оцениваются примерно в один миллион евро. Но и такой суммы на городской маркетинг в бюджете нет, отметил Евгений Семенов. Однако местные власти намерены решать «имиджевые» вопросы своими силами и с привлечением соответствующих экспертов на общественных началах.

Тот факт, что многие города используют юбилеи не только для непосредственного улучшения социально-экономического положения (порой они даже становятся способом функционирования муниципальных и региональных экономик), но и для привлечения всеобщего внимания к своим неповторимым особенностям, подтвердила и генеральный директор брендинговой компании BrandCampus (Иркутск) Елена Палютина.

– Юбилей – это хороший предлог, источник ресурсов для реализации долгосрочной стратегии бренда, – считает специалист.

В качестве показательного примера она рассказала историю о том, как подготовка к знаковым событиям отразилась на имидже двух испанских городов – Барселоны, которая сейчас процветает, и Севильи, что едва «перебивается». В первом в 1992 году проходили Олимпийские игры, а во втором – международная выставка «Экспо-92». Власти Барселоны, последовательно готовясь к мероприятию, в первую очередь привели в порядок местную инфраструктуру, а затем, уже после игр, вовсю стали позиционировать город как ведущий туристический центр с уникальной культурой. Власти Севильи пошли по другому пути: задумав превратить муниципалитет в технополис научных исследований и разработок, они создали на его территории научный центр, а также пустили скоростную электричку между Мадридом и Севильей. В результате объекты, в которые были «вбуханы» немалые деньги, оказались невостребованными и ничего не дали для развития городской среды. Отсюда вывод: крупномасштабное событие надо рассматривать не как цель, а как повод изменить жизнь горожан к лучшему. 

Юбилей в каждый дом

Как же сделать так, чтобы глобальный по назначению и выполняемым функциям юбилей областного центра не прошел мимо обычных людей, для которых город является «малой родиной»? Начальник отдела по связям с общественностью администрации Иркутска Галина Калугина полагает, что для этого необходимо «запустить» праздник в каждый дом. Инициативные граждане могут разрабатывать на уровне одного или нескольких дворов мини-проекты, реализация которых позволит им стать не только участниками, но и соорганизаторами «юбилейного» процесса (например, детский конкурс рисунка или поделки «Мой подарок Иркутску»). Только так, по мнению Галины Калугиной, человек сможет почувствовать себя причастным к яркому общегородскому событию. Более того, в локальных праздничных мероприятиях могут быть задействованы и пожилые люди, которым в силу возраста тяжело добираться до эпицентра «юбилейных» действий. Важным элементом, по признанию активистов Иркутска, являются процесс информирования населения о предстоящих торжествах и общественная экспертиза намеченного властями плана подготовительных и праздничных действий.       

Очевидно, что одной из задач, стоящих перед юбилеем, является сплочение городского сообщества – поиск «социального клея» для разрозненных групп. Думается, что полноценный праздник возможен только при условии массового участия в нем всех без исключения иркутян.