Когда любишь город, делаешь только хорошее…
В канун Дня города брать интервью у мэра в его кабинете совсем неинтересно, неудобно и, прямо скажем, нетворчески. Большинство кабинетных интервью с чиновниками скучные. К тому же на рабочем месте мэра постоянно будут дергать по разным неотложным вопросам. Нам повезло – Владимир Якубовский отправился инспектировать пару объектов в канун празднования, а увязавшиеся за ним репортер и фотограф старались выполнить поставленную редактором задачу.
Медвежьи байки
Я погорячилась, решив, что без стационарного телефона никто не будет мешать нашему разговору. Чудо техники – мобильная связь – может достать кого угодно и где угодно. Но это мелочи по сравнению с тем, что вместо запланированного часа наша прогулка продолжалась почти два часа. Только мэр, я и фотограф – это ли не репортерское счастье?!
Первый пункт нашего маршрута – музей истории города на улице Франка Каменецкого. Попросив водителя ехать помедленнее, не забываю о своей сверхзадаче – в отсутствие коллег-журналистов получить у градоначальника максимум необходимой информации.
– Владимир Викторович, в европейской части нашей огромной страны Сибирь воспринимается как медвежий угол. Вам приходилось отвечать на вопрос: «А правда, что у вас медведи по улицам ходят?»
– Конечно, но я на такие вопросы реагирую спокойно (улыбается). Может быть, человека кто-то в детстве пугал медведями… Я знаю много людей, у которых мнение о Сибири, и в частности об Иркутске, кардинально изменилось после первого же посещения нашего города. И чтобы такие вопросы не возникали, мы давно и успешно работаем над установлением дружеских связей с российскими и зарубежными городами. Иркутск побратим Симферополю, Шэньяну, Улан-Батору, Канадзаве, Юджину в США, коммуне Стремсунд в Швеции, Пфорцхайму в Германии, провинции Порденоне в Италии, департаменту Верхняя Савойя во Франции. В июне мы ждем в гости делегацию корейского города Каннын для подписания соглашения о побратимских отношениях. На День города к нам приедут гости из многих российских городов, представители Вильнюса, ведутся переговоры с одним из польских городов… Эти отношения продвигают имидж гостеприимного сибирского города в России и на мировом уровне – в Азии, Европе, Америке… Я думаю, что про медвежий угол сочиняют байки те, кто никогда не был в Сибири и в Иркутске!
У шикарного города – шикарный музей
Оказывается, брать интервью в микроавтобусе очень даже удобно. Было бы идеально, если бы мы кружили по городу без остановок… Но пора выходить около музея города. У нас с фотографом разделение обязанностей – я с диктофоном – поближе к мэру, он меня вытаскивает из кадра. Нормальный творческий процесс.
– Владимир Викторович, чувствую себя Эллочкой-Людоедкой, но для нового здания музея других слов, кроме «шикарно!», и подобрать не могу…
– Шикарное здание, потому что наш город шикарный! – с удовольствием подхватывает мэр. Так как оппонентов среди нас не оказалось, также воодушевленно продолжает:
– Да у такого города, как Иркутск, иного музея и быть не может! Это здание построено в XIX веке, и оно как нельзя лучше символизирует наш неповторимый архитектурный стиль. Снаружи оно историческое, а внутри соответствует всем современным требованиям – лифт, пандусы для инвалидов, оборудование для специального музейного микроклимата. Решение о реконструкции было принято два года назад, и сегодня я полностью удовлетворен проведенными работами.
«Полностью удовлетворен» – это значит, что мэр здесь частый гость. В последний раз был не далее как вчера. Буквально в музейном холле Якубовскому уже рапортует заведующая отделом истории, по совместительству администратор здания, Зинаида Брестлер:
– Сегодня с утра у нас уже был ваш помощник, все сделано! Стиральная машина теперь стоит на месте, кран завтра будет выведен.
– А почему у вас этот монитор не работает? – интересуется у охранника городской голова.
– Не поверите – только сегодня перестал работать, сейчас выясняем причину поломки!
Пока Владимир Якубовский общается с директором музея, интересуюсь у завотделом:
– А зачем мэр вчера приезжал?
– Владимир Викторович у нас частый гость! Причем заходит не с парадного крыльца, а сначала всю прилегающую территорию хозяйским глазом оглядит. В здание зашел – сначала в служебные помещения. Смотрит – все ли везде работает. Строители не углядели недоделки, а он им все указал. Одним словом – хозяин!
Пока мы переговаривались, мэр приготовил новое предложение – в зале, где в день открытия музея будет прием почетных граждан города, разместить книги, изданные мэрией об этих людях. Все согласились, что это действительно будет уместно.
«Я человек провинциальный»
Мы возвращаемся в автобус, и снова наступает мой звездный час. Не успеваю открыть рот, чтобы задать вопрос, как мэру звонит спикер Людмила Берлина – нужно срочно решить вопрос с праздничным шествием в День России. Несколько минут телефонных переговоров и интервью продолжается:
– Как вы относитесь к слову «провинция»?
– В зависимости от интонации оно может носить уютный, домашний оттенок, а может иметь оттенок столичного снобизма. Я с любовью отношусь к любой провинции, да и сам я по сути человек провинциальный. Например, мне совершенно не нравится бешеный ритм больших городов. В Иркутске тоже кипит деловая жизнь, но она проходит без лишней суеты. И лица кругом родные, свои.
– Владимир Викторович, когда к вам лично приезжают гости из другого города или другой страны, что в первую очередь вам хочется им показать в своем городе? Что вызывает особую гордость?
– Я горжусь всеми изменениями, которые произошли у нас за последние годы! Еще несколько лет назад мы и думать не могли, что в городе могут стоять такие вазоны с цветами. Но посмотрите, как это украсило наши улицы. Казалось бы, мелочь, но она создает хорошее настроение и чувство уюта. Последние годы, как только в городском бюджете появилась такая возможность, мы целенаправленно занялись благоустройством и успели многое сделать – установить детские площадки, сделать новые газоны, запустить фонтаны, отреставрировать фасады зданий, те же вазоны с цветами…
– А за что чаще всего ругают Иркутск?
– Когда человек впервые приезжает в наш город, ему сразу бросается в глаза ветхость деревянных домов. Но настоящих памятников деревянного зодчества в Иркутске не так уж и много и, конечно, мы их будем сохранять и восстанавливать.
– Владимир Викторович, а за что вы любите Иркутск?
– На вопрос «за что?» у меня нет ответа. Люблю и все. Вот у вас есть любимый человек? И вы не можете по пунктам сформулировать – во-первых, во-вторых, в-третьих… Вы его просто любите. Так и я люблю Иркутск, в котором родился и вырос.
Как мэр «отбирал кусок хлеба»
– Какую самую большую нелепицу вы слышали про Иркутск? Может, журналисты в чем-то «постарались»?
– Журналисты нелепицы про свой город не пишут – рука не поднимается. Они про другое пишут. Вы помните улицу Урицкого лет десять назад?
– Вы имеете в виду кооперативные ларьки? – я не успеваю следить за мыслью мэра.
– Да нет, когда там шла коробочная торговля. На веревках и ящиках развешивались и раскладывались вещи, которые бойко предлагались иркутянам и гостям города. Администрация города приняла решение о запрете уличной торговли. Что тогда началось! Инициативная группа представителей этого бизнеса, при поддержке журналистов (интонационный акцент и выразительный взгляд в мою сторону. – Авт.), восприняли это в штыки. Писали, мол, мэр отобрал у людей кусок хлеба! Прошло, наверное, года полтора после того, как улица была расчищена, а фасады зданий отремонтированы, и я встретил предпринимателя, который был одним из застрельщиков у смутьянов. Он поблагодарил меня и сказал, что тогда никто не верил, что улица действительно будет красивой. Для меня это были очень важные слова, хоть и сказанные с большим опозданием (смеется). Примерно такая же история была, когда мы запретили с коробок торговать печатными изданиями, когда урезали количество рекламных баннеров… Я что хочу сказать, – решил резюмировать мэр свое лирическое отступление. – Журналисты должны шире смотреть на проблему и видеть дальше, чем какая-то одна группа людей, и, возможно, даже дальше, чем мэр.
До «Одноклассников» руки не доходят
– За последние годы город, несмотря на свой почтенный возраст, помолодел – это отмечают и жители, и гости областного центра. Что из сделанного вам принесло наибольшее удовлетворение?
– Ожидаете эффектный ответ с перечислением конкретных городских объектов? – я с готовностью киваю головой. – Знаете, на самом деле наибольшую отдачу дает повседневная работа. Когда меня избрали в 1997 году, ситуация была крайне тяжелая – практически 80% бюджета составляла кредиторская задолженность. С большим трудом формировался бюджет 1998 года, потому что ни на что не хватало денег – нужно было и с долгами рассчитываться, и зарплату выплачивать бюджетникам, и город отапливать… Ни о каких вазонах с цветами тогда не думалось. Но вместе со мной пришли квалифицированные специалисты, и мы выстроили и отработали систему мероприятий по экономному расходованию бюджетных средств. Мы взимали недополученные налоги. Тогда можно было рассчитываться бартером, и мы брали пиломатериалы, шифер, гвозди и направляли все это на ремонт бюджетных учреждений. С огромным трудом, но мы вернули все ранее недополученные в бюджет деньги. В плачевном состоянии находились больницы, школы, детские сады… Сейчас это кажется невероятным, но в 1998 году в городе были закрыты почти все школьные спортзалы! По тем же причинам не проводились уроки труда. А сейчас даже компьютерным классом никого уже не удивишь, потому что некоторые школы имеют их по два и по три, и каждый с выходом в Интернет. И это нормально. Стало другим качество жизни города и горожан, и произошло это не случайно, а потому что велась постоянная, пусть и незаметная, кропотливая работа.
Наш микроавтобус тем временем подъезжает к школе N 65, где в свое время учился Владимир Якубовский. Поздним вечером здесь занимается только творческий коллектив, а педагоги и ученики отдыхают в перерывах между ЕГЭ. Отчего не выкроить несколько минут и не прогуляться по родным этажам?
– Школу открыли в январе 1959 года, а 1 сентября того же года я пришел сюда в первый класс. В школе мало что изменилось за это время. Конечно, были другие парты, и доски черные, и мел на них не очень хорошо писал. Это сейчас мел стали круглым делать! А раньше он был брусочком. У нас в школе был замечательный директор Игорь Васильевич Гошев. Ему в 1993 году присвоено звание Почетный гражданин города Иркутска. В январе мы собирались в музыкальном театре, чтобы отметить полувековой юбилей нашей школы. Люди разных возрастов и профессий говорили о своем директоре только самые теплые и сердечные слова.
– Владимир Викторович, на сайте «Одноклассники» есть ваша анкета?
– Да нет, как-то все руки не доходят… Честно говоря, живое общение я больше ценю.
Родом с переулка 8-го Марта
После школьного двора Владимир Якубовский решил немного пройтись по переулку 8-е Марта.
– Вот этих домов около школы не было, тут кругом стояли частные дома. Кстати, наша школа была единственной, которая имела свой хоккейный корт. Я помню, мы пацанами постоянно там гоняли…
Неожиданно мы сворачиваем во двор деревянного двухэтажного дома N 11.
– А что у нас здесь?
– А вот здесь мы с папой, мамой и братом жили, – Владимир Якубовский показывает на небольшое старое кирпичное здание с заложенными окнами и входом.
– Это бывшая «керосинка». Керосином здесь торговали, – поясняет мэр, видя мое полное непонимание. В то время керогаз был такой же обычной вещью, как сейчас микроволновая печь. Потом «керосинку» закрыли, и помещение сделали жилым. Когда папа вернулся с войны, ему, как фронтовику, дали здесь «квартиру». Отец ушел на войну в 1944 году, воевал на Восточном фронте. В 1945 году был ранен и демобилизовался уже из госпиталя. Комната, где мы жили, была, наверное, не больше, чем салон микроавтобуса.
Позже мы переехали в соседний дом и занимали комнату в коммуналке на первом этаже.
– Здесь жила Елизавета Васильевна, а вот здесь комнату с перегородкой занимал участник гражданской войны. Когда ему дали квартиру на улице Декабрьских Событий, мы в его комнату переехали. Мои родители, когда поженились, учились заочно в техникуме – уже я у них был, потом в институте – к тому времени нас было уже двое маленьких детей. Вот в этих «хоромах» мы и располагались. Я сейчас как будто в детство вернулся…
Выйдя во двор, Владимир Якубовский продолжал вспоминать:
– Где сейчас стоят гаражи, был садик, огороженный забором, – здесь в окружении большого количества яблонь стоял бюст Ленина. А вот этот тополь такой же был и 50 лет назад – вся местная детвора по нему лазила. Что-то я разговорился с вами, – спохватился мэр. – Поехали в мэрию, мне еще работать нужно.
На последнем отрезке нашего пути задаю традиционный вопрос:
– В канун Дня города с какими словами вы бы хотели обратиться к жителям Иркутска?
– Мы сегодня уже вспомнили понятие «провинция». Я знаю, что каждому человеку дорого то место, где он родился, где живет. Я хочу, чтобы жители нашего города, мои земляки, любили Иркутск и относились к нему бережно, думали о его будущем и не забывали историю. Когда любишь, то делаешь только хорошее.