10.06.2009 12:00
Рубрики
Власть
Теги
10.06.2009 12:00

Налоговое доверие

На местный уровень предложено отдать максимум «упрощенки»

Меньше всего кризис отразился на… муниципалитетах, особенно сельских: как не было денег для исполнения всех полномочий, так и нет. К такому неожиданному выводу пришел глава комитета Государственной думы РФ по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко, который в конце прошлой недели провел в Иркутске межрегиональное совещание «Работа муниципальных образований в новых экономических условиях». По мнению федерального гостя, сейчас территории выручает прежний опыт выживания, но этого недостаточно. Реально помочь им могут дополнительные отчисления по налогам на доходы физических лиц (до 40%) и по упрощенной системе налогообложения (до 90%).

Собирать налоги или ждать милостыню?

В этом году завершился так называемый переходный период в реформе местного самоуправления – с 1 января во всех субъектах РФ вступил в силу Федеральный закон N 131 «Об общих принципах организации МСУ» (в Приангарье, напомним, он действует с 2006 года). В течение трех лет документ корректировался, устранялись выявляемые на практике недостатки и противоречия. За это время Государственная дума РФ по инициативе Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) рассмотрела около 200 поправок к закону.

Чтобы ознакомиться с ходом муниципальной реформы на местах, руководители ВСМС организовали специальные форумы на уровне федеральных округов. Третий по счету семинар – для муниципалитетов Сибири – состоялся в пятницу в Иркутске. Мероприятие собрало более 250 человек из восьми регионов. Также в областной центр прибыли депутаты Госдумы Татьяна Воронова и Вячеслав Тимченко, возглавляющий ВСМС.

Выступая с основным докладом, главный специалист по МСУ перечислил самые животрепещущие вопросы. Один из них касается приватизации муниципального имущества. Этот процесс продлен до 1 января 2012 года. То есть органам МСУ дается еще три года, чтобы продать или перепрофилировать имущество, которое по закону не может находиться в их собственности. По мнению Вячеслава Тимченко, такой подход демонстрирует недоверие к местным руководителям, а перечень имущества, необходимого для исполнения полномочий МО, должен определяться муниципальными правовыми актами.   

Серьезной доработки, по мнению председателя ВСМС, требуют нормы Градостроительного и Земельного кодексов РФ, регламентирующие развитие территорий. Требуются изменения и в Бюджетный кодекс. В нем, по словам Вячеслава Тимченко, необходимо прописать возможность зачисления штрафов, взимаемых за административные правонарушения, в местные бюджеты.

– Только тогда административные комиссии, создаваемые на местном уровне, эффективно начнут работать в части пополнения доходной базы муниципальной казны, – уверен депутат Госдумы.

Между тем без финансовой поддержки «свыше» территориям сегодня не выжить. Недостаток средств в местных бюджетах, по мнению Вячеслава Тимченко, могут компенсировать региональные власти. И федеральный законодатель предоставил им немало возможностей. Первый путь – выделение субвенций и дотаций, второй – передача дополнительных налоговых отчислений. Последний вариант глава ВСМС считает наиболее прогрессивным.

– Одно дело, когда рассчитываешь на пополнение бюджета из реальных собственных источников, и совсем другое, когда ждешь милостыню свыше. Это совершенно разные уровни муниципального управления, разные подходы к формированию планов социально-экономичес-

кого развития, – считает Вячеслав Тимченко.

Субъектам РФ дано право самостоятельно решать, какие налоги и в каком объеме передавать на местный уровень. По мнению эксперта, предельный размер отчислений в бюджеты МО по НДФЛ должен быть увеличен с 30 до 40%. А некоторые налоги необходимо передать муниципалам федеральным решением. Например, те, что уплачивают организации и индивидуальные предприниматели по так называемой упрощенке. Пока только десять из 83 субъектов РФ отдали этот налог на места по собственной инициативе.   

– Малый и средний бизнес ближе к муниципальному уровню, поэтому нужно передать на места налоги предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, по нормативу 90%, – отметил Вячеслав Тимченко. – Мы должны хотя бы дать посыл, что это случится, например, в 2011 или 2012 году, тогда местные власти уже сегодня начнут активно работать над созданием условий для развития бизнеса, что приведет в дальнейшем к увеличению числа рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет.

Нежелание регионов расставаться с налогами в пользу территорий глава ВСМС объяснил тем, что муниципальная власть в России очень молода и еще не имеет большого опыта управления финансами. Да и суммарные потери субъектовых бюджетов при передаче тех или иных налогов по сегодняшним меркам окажутся велики (скажем, отдав «упрощенку», регионы в общей сложности могут потерять более 100 млрд. рублей). Кроме того, муниципалитеты в пределах одного региона настолько отличаются друг от друга, что выработать для всех единый «налоговый подход» крайне сложно. 

Муниципальные идеи против кризиса

О своих проблемах и вариантах их решения на совещании рассказали представители муниципальных образований из разных регионов СФО. Так, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, мэр Барнаула Владимир Колганов обратил внимание собравшихся на вопросы распоряжения землей. По его мнению, этим должен ведать исключительно муниципалитет, а субъект РФ – только устанавливать общие правила игры. Отношения между региональными и местными властями могут регулироваться с помощью специальных соглашений. Такая практика существует в Алтайском крае.

– Мы определяем задачи органов МСУ и исполнительной власти на ближайший год и подкрепляем их индикативным планом. В нем установлены показатели, которые должны достичь влас-

ти на местах, и действия, которые обязаны предпринять власти региона, – пояснил Владимир Колганов.

Интересен опыт Красноярского края, где, по словам председателя регионального отделения ВСМС Алексея Менщикова, создается краевой муниципальный дом. В одном здании планируется раз-

местить Центр муниципального развития, действующий при губернаторе, совет муниципальных образований и региональное отделение ВСМС. Таким образом, считает Алексей Менщиков, будет организована комплексная система взаимодействия с населением.

В Омске, по информации депутата Городского совета Алексея Сокина, в кризисный период акцент сделали на кадрах. В частности, там разрабатывают специальные программы по трудоустройству молодежи и граждан преклонного возраста, формируют единую кадровую базу. 

Мэры из Иркутской области рассказывали в основном о способах оптимизации бюджетных расходов. Владимир Трубников (Зиминский район) назвал, в частности, ведение централизованного бюджетного учета (экономия порядка 9–10 млн. рублей) и автоматизацию процесса управления имуществом.    

Как снять финансовую напряженность на местах

О социально-экономическом положении муниципалитетов Приангарья рассказал заместитель министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Александр Анчугин. По его словам, положительная динамика развития сохранилась только в пяти из 42 МО: Иркутске, Черемхово, Иркутском, Катангском и Киренском районах. В 29 наблюдаются сокращение объемов производства, ухудшение ситуации на рынке труда, снижение показателей уровня жизни населения. Преобладают негативные тенденции в восьми муниципальных образованиях (в них проживает почти 11% населения области) – в Саянске, Шелеховском, Балаганском, Качугском, Слюдянском, Тайшетском, Чунском и Нукутском районах.

Главная проблема муниципалитетов не нова – недостаток финансов. Для снятия бюджетной напряженности правительство области предлагает ряд мер, для реализации которых потребуется, в том числе, и федеральное участие. Среди них можно выделить возможности реструктуризации налоговой задолженности, увеличение периода рассрочек и отсрочек уплаты налогов, пени и штрафов с одного до трех лет, прекращение практики предоставления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, совершенствование системы налогообложения вертикально-интегрированных компаний для снижения зависимости местных бюджетов от их финансовой политики. Помочь муниципалитетам, по словам Александра Анчугина, призвана и областная антикризисная программа.

Говоря о межбюджетной политике в регионе, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Курилов остановился на нескольких принципах. Прежде всего это акцент на целевом характере предоставления финансовой помощи территориям, основанный на нормативном подходе – применении единых стандартов и методик управления финансами. Для тех муниципалитетов, которые проводят ответственную финансовую политику, в системе распределения межбюджетных трансфертов предусмотрено стимулирование через применение повышающих коэффициентов, например, при субсидировании расходов на оплату труда муниципальных служащих и бюджетников.

– Это позволит сохранить заинтересованность муниципалов в наращивании своих доходов и снизит иждивенческий характер помощи из областной казны, – подчеркнул депутат ЗС.

Инициатива, оптимизм и ежедневный тонус   

Идеологию местного самоуправления сформулировала руководитель центрального исполнительного комитета ВСМС Светлана Разворотнева. Это и приемная власти, и приводной ремень, доводящий до населения федеральные решения, и важнейший элемент гражданского общества, и кадровый резерв государства.

– Местные главы и депутаты – едва ли не единственные лидеры общественного мнения в стране. Только они способны предложить наилучшую тактику реализации стратегических решений, обеспечить для федеральной власти ту обратную связь, которая позволяет корректировать принятые решения, – патетично говорила Светлана Разворотнева.

– Важно зажечь людей, проводя реальные конкурсы, вовлекая их в общую работу, – развил мысль коллеги Вячеслав Тимченко. – Там, где есть позитивный настрой, стремление инициативных, думающих людей, не дожидаясь манны небесной, преодолеть кризис, все получится. Главное, чего мы хотим добиться от муниципалов, – отсутствие иждивенческого подхода. Нужно не просить, а делать что-то самим, чтобы региональные и федеральные власти почувствовали, что на местах у них есть единомышленники, которые стремятся по мере возможности сделать жизнь людей лучше.

Принесли плоды, по мнению главы ВСМС, и антикризисные штабы, созданные на уровне муниципалитетов. Формирование таких «штурмовых бригад», считает Вячеслав Тимченко, взбодрило и мобилизовало глав территорий.

– Главное сегодня – не унывать, а работать всем вместе. И если каждый на своем участке будет выполнять работу качественно и добросовестно, то кризис мы обязательно преодолеем. По моим прогнозам, до конца этого года падение остановится, – резюмировал Вячеслов Тимченко.

Итогом же муниципальных форумов, которые до конца июня пройдут во всех федеральных округах, станет объединенный протокол с выводами, предложениями, пожеланиями и обращениями в адрес законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Туда же войдут рекомендации для органов местного самоуправления с обобщением передового опыта. Вся эта информационная база ляжет в основу аналитического доклада ВСМС «Стратегия работы муниципальных образований в новых экономических условиях», который появится осенью.

 

Чтоб все села так жили!

Накануне форума Вячеслав Тимченко отправился в село Хомутово, дабы посмотреть, как протекает жизнь российской глубинки в условиях кризиса. Экскурсию для главы Всероссийского совета местного самоуправления провели мэр Иркутского района Игорь Наумов и глава Хомутовского муниципального образования Василий Колмаченко.

Первое, что местные власти с гордостью продемонстрировали федеральному гостю, – домостроительный комбинат. Он будет производить малоэтажные деревянные дома трех видов – из клееного бруса, фахверка и по панельно-каркасной технологии. По словам генерального директора компании «Госстрой» Александра Колесникова, завод запустят через неделю, его проектная мощность – 130 тыс. кв. м. Стоимость проекта – около 1 млрд. рублей.

– Этот комбинат станет самым мощным

в России по производству конструкций для деревянного домостроения, – гордо заявил Александр Колесников.

– Знаете, так говорят мне все руководители крупных предприятий, – заметил Вячеслав Тимченко, но все же поверил бизнесмену.

Однако депутата Госдумы больше интересовали другие вопросы. Например, он на протяжении всей поездки выяснял, обеспечены ли селяне рабочими местами, какие конкретные проблемы существуют в той или иной отрасли, как кризис отразился на развитии муниципалитета.

Оказалось, что в основном местные жители заняты ведением личного хозяйства. Многие, особенно молодежь, строят здесь загородные дома. Поэтому население Хомутово может сезонно увеличиваться почти в два раза – до 20 тыс. человек. А предприятия испытывают кадровый голод. Так, по словам Александра Колесникова, комбинату нужны высококвалифицированные технологи и управленцы (всего там будет трудиться около 300 специалистов), а таковых ни в селе, ни в районе нет.

Зарабатывают жители Хомутово, прежде всего, тем, что обеспечивают сырьем местные предприятия пищевой промышленности. Сбором молока у населения занимаются специальные кооперативы, затем продукция поступает на молокозавод, где перерабатывается и упаковывается. Это предприятие также вошло в программу визита Вячеслава Тимченко. Всего в Иркутском районе действует пять молокозаводов, возводится еще один – тоже в Хомутово.

С процессом превращения мяса в вареную и копченую колбасу депутата Госдумы познакомил исполнительный директор ОАО «Сибирская агропромышленная группа» Сергей Борисов. Гость с интересом прогулялся по цехам Хомутовского мясокомбината.

Рассказывая о преимуществах предприятия, директор отметил, в первую очередь, его удобное расположение.

– Сырье рядом – стараемся по максимуму закупить мясо у населения, тесно работаем с колхозами, – подчеркнул он.

Не осталась без внимания и социокультурная жизнь. Вячеслав Тимченко заехал в местную больницу, где узнал, что рождаемость в Хомутово превышает смертность, а прирост населения за 2008 год составил почти 700 человек. Затем депутат побывал в современном многофункциональном спорткомплексе, открытие которого запланировано на 12 июня, и Доме культуры, где недавно сделали ремонт.

Завершился двухчасовой марш-бросок чаепитием в уютной сельской библиотеке. По словам служителей книжного храма, посетителей у них много, население читающее, да и менталитет такой в Хомутово: колхозник последнюю рубашку продаст, но отправит ребенка получать высшее образование.

Вкусный чай и потрясающий мед, видимо, особенно запомнились Вячеславу Тимченко. На вопрос о впечатлениях от сельского быта депутат ответил, что больше всего ему понравились люди, которые находят способы превратить непростую жизнь селян в праздник. Позитивно оценил глава ВСМС работу властей по созданию условий для бизнеса и развитию социальной инфраструктуры. 

– Я внимательно и аккуратно отношусь к выездам – любой хозяин всегда старается показывать самое лучшее. Но если в Иркутской области все села живут так, как Хомутово,

то это процветающий край, – подвел итог Вячеслав Тимченко.