Разыграли заново
Определена большая часть участников миллиардного контракта
Наконец состоялось размещение госзаказа на приобретение квартир для расселения аварийных домов в Иркутске. Наконец – потому что вокруг контракта с федеральным финансированием около 1 млрд. рублей уже полгода не утихает шум. Газета «Областная» поговорила с руководством агентства по госзаказу сразу после подготовки протоколов рассмотрения заявок. И оказалось, что окончательные результаты «распределения миллиарда» подводить рано: победители были объявлены только по 16 из 22 объявленных запросов котировок. Оставшиеся шесть заказов, скорее всего, будут размещены повторно.
Рисунок Игоря Кийко
Особый запрос
В понедельник в агентстве по государственному заказу Иркутской области состоялось подведение итогов запроса котировок на право заключения госконтракта на покупку квартир для переселения граждан из аварийного жилья. Общая сумма по контракту – около 1,25 млрд. рублей. Значительная часть – 954 млн. рублей – выделена Фондом содействия реформированию ЖКХ, остальное – средства областного бюджета. На эти деньги в Иркутске должны быть приобретены 828 квартир в ново-стройках готовности не менее 70%. И хотя это далеко не самый дорогой контракт в истории регионального госзаказа, интерес к нему очень велик: результаты предыдущего запроса котировок после вмешательства антимонопольных органов были отменены.
Напомним, по первоначальным условиям в запросе котировок должен был быть определен только один победитель, который и предоставил бы переселенцам 828 квартир. Им стало ООО «ИркутскБайкалстрой». Но другой участник торгов, неудовлетворенный итогами, направил жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Там решили, что запрашиваемые объемы жилья слишком велики для иркутских строительных компаний. Ни одна из фирм-застройщиков в области не имеет такого количества нераспроданных квартир, да еще и почти готовых. В итоге контракт заключен не был, и миллиард с лишним направили на повторное распределение, «разбив» эту сумму на несколько контрактов.
Нужно отметить, что размещение областных и федеральных денег проводилось не в виде торгов (например, аукциона или конкурса), а именно как запрос котировок. Как пояснил руководитель агентства по госзаказу Владислав Юрицкий, только такая форма отвечала требованиям законодательства и условиям заказчика.
– По Федеральному закону N 94 запрос котировок возможен только при сумме контракта до 500 тысяч рублей, но специально под реализацию программы Фонда реформирования ЖКХ в него были внесены изменения. Пункт 10.3 статьи 65 закона гласит, что до конца 2009 года при покупке жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья субъекты РФ вправе разместить заказ на приобретение квартир путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта, – говорит Владислав Юрицкий.
Такой способ, считают специалисты, позволяет провести всю процедуру максимально быстро. Не нужно печатать извещение в газете, достаточно публикации на официальном сайте агентства по госзаказу. Кстати, там уже выложены результаты запроса котировок.
Конкуренция ожиданий не оправдала
Необходимые региону 828 квартир были разделены заказчиком – министерством жилищного строительства и дорожного хозяйства области – на 22 контракта. В новом запросе приняли участие девять компаний, от которых поступило в общей сложности 57 заявок – от двух до четырех на каждую котировку, сообщил Владислав Юрицкий.
Кстати, большая часть участников подавали заявки и в прошлый раз. Так, вторую попытку сделали ООО «ИркутскБайкалстрой» (бывший победитель), ООО «Городская строительная компания» (эта компания обжаловала решение в ФАС), МУП «УКС Иркутск», ООО «Сибстройинвест», ООО «Торговый центр «Эльбрус», ООО «ПТК «Иркутскпромкомплект-ИМПЭКС». Из «новичков» – ООО «НордВест», ООО «Линдал», ОАО «Агентство недвижимости «Русь».
Крупных и известных строительных компаний среди подавших заявки немного. Да и самих претендентов на участие в госконтракте тоже.
– Мы ожидали больше участников, острее конкуренцию и более подготовленные заявки, – признается Владислав Юрицкий.
– Чтобы запрос был признан состоявшимся, на каждую котировку должно быть подано минимум две заявки, и хотя бы одна из них – соответствовать требованиям заказчика, изложенным в извещении, – объясняет помощник руководителя агентства Ольга Ломанова. – Однако по шести запросам заявки были отклонены, так как их форма не соответствовала требованиям. К примеру, не было указано, какие именно квартиры предлагает участник, их адрес, площадь. Такую заявку комиссия допустить к участию в запросе котировок не может.
В итоге предложения компаний «Сибстройинвест», «Линдал», ПТК «Иркутскпромкомплект-ИМПЭКС» и агентства недвижимости «Русь» были отклонены. Остальные пять организаций получили минимум по одному контракту. Кстати, «ИркутскБайкалстрой» подал заявки на четыре котировки и по одной из них был выбран исполнителем.
Всего состоялось размещение 16 запросов котировок, по шести из них победителей не выявили. Очевидно, по ним будут объявлены повторные процедуры, но это уже полномочия заказчика.
Рассмотрение заявок проводится в за-крытом режиме, в нем участвуют только члены комиссии. В этот раз за ходом заседания наблюдал представитель ФСБ. По желанию госзаказчика допустимо присутствие и его представителей, но таких просьб от министерства не поступало. А вот компании, направившие заявки, участвовать в процедуре рассмотрения не могут.
– Участники вносят свои предложения по запросу котировок в открытом виде и один раз, никакие изменения не принимаются, – рассказал временно исполняющий обязанности заместителя руководителя агентства госзаказа Сергей Новичков. – Оценив представленные документы на соответствие требованиям заказчика, агентство выбирает победителей. Критерий один – максимально низкая цена. По итогам заседания оформляется протокол, который затем переводится в цифровую форму и размещается на официальном сайте агентства. Победителю вручаются копия протокола и госконтракт, куда внесена предложенная им цена. Прочие участники могут ознакомиться с протоколом на сайте, он находится в общем доступе. Они имеют право обратиться в агентство за разъяснениями по протоколу. В случае несогласия у них есть возможность обжаловать результат.
Еще одно важное условие: заключить контракт заказчик может только с застройщиком, а не с перепродавцом жилья. Но проверять это будет уже само министерство строительства.
– Мы не знаем и даже не имеем полномочий проверить, является ли застройщиком, к примеру, агентство недвижимости или торговый дом, – говорит Сергей Новичков. – Если с заявкой у компании все в порядке и она предлагает максимально низкую цену по контракту, то мы должны объявить ее победителем. А уже при заключении госконтракта она должна предоставить заказчику документ, подтверждающий, что является застройщиком. Без этого контракт не может быть заключен. Если же организация не подтвердит свои права на контракт, он будет заключен со следующим претендентом – тем, кто занял второе место по величине предложенной цены.
Дешевле рыночной
Кстати, о цене. Стоимость 1 кв. м по условиям заказчика могла быть не выше 32,4 тыс. рублей. Значительно снизить ее в результате запроса котировок, считают в агентстве, не удалось. Минимальная цена, предложенная участниками, – 29,5 тыс. рублей. По максимально возможной цене заключили только один контракт. Возможно, стартовая стоимость показалась многим застройщикам слишком низкой, поэтому и участников было немного, предположили специалисты.
Еще одна возможная причина – жесткие условия госконтракта. В течение шести месяцев победившая компания должна завершить строительство дома, ввести его в эксплуатацию и оформить на себя право собственности. Еще два месяца дается ей, чтобы зарегистрировать право собственности на область. Есть строгие требования и к залоговому обеспечению выполнения контракта.
– В одной из газет я читал мнение, что для строителей цель участия в этом размещении – получить 30% контракта и исчезнуть, – говорит Владислав Юрицкий. – Могу заверить – просто так исчезнуть невозможно. Законом предусмотрено несколько вариантов гарантий от исполнителя госконтракта. Это или страхование ответственности, или предоставление банковской гарантии, или наличие на депозите собственных средств в сумме аванса, которые должны оставаться там до исполнения обязательств, то есть до передачи жилья.
В агентстве сравнили итоги размещения госзаказа с результатами распределения средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в других регионах.
– Почти везде квартиры были закуплены по максимальной цене, – сообщил Владислав Юрицкий. – Мы одни из немногих, у кого получилась хоть какая-то экономия бюджетных средств. Хотя, если посчитать среднюю цену и сравнить ее со стартовой, то мы увидим, что экономия незначительна. Здесь важнее социальный фактор: в результате размещения госзаказа будет куплено более 800 квартир, значит, более 800 семей получат качественное, достойное жилье.