15.06.2009 12:00
Теги
15.06.2009 12:00

Ядовитые реки фальшивой водки

Иркутская область становится заложницей поставщиков некачественного алкоголя

Три года назад информация, которая поступала из токсикологических центров Иркутской области, была похожа на фронтовые сводки. Количество жертв отравлений суррогатным алкоголем тогда достигло рекордной цифры. На больничные койки попало около шести тысяч жителей. Отрава в бутылке унесла жизни двухсот с лишним человек. Иркутские токсикологи до сих пор с ужасом вспоминают осень 2006 года. Доцент кафедры Иркутского государственного медицинского университета, врач-токсиколог Юрий Зобнин считает, что это была организованная акция. 

– Как будто кто-то одновременно открыл краны – и в Иркутскую область полились реки фальшивой водки, – говорит он. – Когда стало ясно, что поставка алкоголя оказалась смертельно опасной, и об этом заговорили в криминальных сводках, краны с отравой так же одновременно кем-то были перекрыты.

Юрий Зобнин подчеркивает, что волна алкогольных отравлений 2006 года в Иркутской области стала рекордной и навсегда войдет в историю токсикологии как один из самых ярких медицинских фактов. Больше половины всех случаев «желтой» эпидемии (токсический гепатит), которые были зарегистрированы в 22 регионах страны, пришлось именно на территорию Приангарья.

То, что сегодня мы снова заговорили об опасности, по словам Юрия Зобнина, не случайность, а попытки усиления государственного контроля за сбытом спиртосодержащей продукции. Управление Роспотребнадзора по Иркутской области регулярно выдает статистическую информацию о зарегистрированных случаях отравлений химическими веществами, и итоги 2008 года нельзя назвать утешительными. 50% отравлений приходится на алкогольную продукцию. Самый высокий уровень заболеваемости в прошлом году зафиксирован в Иркутске, Черемхово, Братске, Усть-Илимске, Ангарске, Слюдянском и Шелеховском районах.        

Однако история трехлетней давности не пугает поставщиков фальшивой водки – слишком большие доходы приносит этот вид бизнеса. На днях на железнодорожной станции «Батарейная» был задержан контейнер со спиртосодержащей жидкостью под названием «Хлебная». По информации сотрудников оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями областного ГУВД, контейнер с фальшивой водкой прибыл в Иркутск из Московской области.     

По словам Юрия Зобнина, угроза новой волны алкогольных отравлений существует. Неслучайно Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года начинается с проблемы употребления алкоголя и алкогольных отравлений, подчеркивает он.

– На одной из конференций, которую проводил в Иркутске главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, я прямо спросил у него, возможно ли повторение ситуации трехлетней давности, – говорит Юрий Зобнин. – И он ответил, что это возможно в любой момент. Ситуацию с незаконным оборотом фальшивой алкогольной продукции нужно всегда держать под контролем. Сейчас мы не можем предугадать, когда и кому снова придет в голову поиграть в опасные коммерческие игры. 

Заместитель главного врача по терапии клинической больницы N 1 города Иркутска, профессор Российской академии естествознания Алексей Калягин уверен в том, что регулирование поставок алкогольной продукции и контроль за ее качеством – это государственная политика. И если в этом секторе начинаются сбои, то и виновато в этом государство. Алексей Калягин, так же, как и его коллега Юрий Зобнин, сомневается в том, что к 2020 году с намеченными концептуальными задачами можно справиться, а потому государственная контрольная политика ни в коем случае не должна ослабевать. Программа предусматривает уменьшение употребления алкоголя на душу населения до одного литра в год. Но возможно ли это, если сейчас в Иркутской области на одного человека в год приходится от девяти до 14 литров чистого алкоголя – 96-градусного спирта? Народ пьет безудержно и неумеренно. Показатели Иркутской области хуже, чем в целом по России, отмечает Алексей Калягин. Чрезмерная алкоголизация ведет еще и к тому, что у нас переполнены травматологические пункты. Это вторая сторона медали. Больной в состоянии алкогольного отравления становится не-

вменяем, и дело доходит до избиения врачей и медицинских сестер. Драки с пациентами, синяки и сломанные очки – сегодня нередкий случай во врачебной практике. Это ситуация практически каждого выходного дня.

О необходимости усиления государственной политики в области контроля за реализацией спиртосодержащей продукции подчеркивают и депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.

– Можно сколько угодно размышлять на тему употребления алкоголя – хорошо это или плохо, – говорит депутат ЗС Юрий Фалейчик. – Но если это продается, то должно быть гарантировано качество. Тот ужас, который мы испытали три года назад, когда на наших глазах люди погибали от токсического гепатита, число их росло, а мы ничего не могли с этим сделать, не должен повториться. С тех пор ничего системно не изменилось. Исчезла смертельно опасная водка 2006 года, но мы абсолютно точно знаем, что до сих пор остаются и «левые» поставщики, и «катанка». И нет никаких гарантий, что в этой «левой» продукции опять не окажется какая-нибудь дрянь, которая отравит людей.

Юрий Фалейчик уверен в том, что дополнительные меры контроля должны быть. Потому что ни региональные, ни федеральные власти, ни органы местного самоуправления сейчас этой проблемой планомерно не занимаются. Иркутскую область легко можно отнести к «взрывоопасным» территориям.

– У нас не выработано и не существует никаких механизмов для того, чтобы некачественная продукция не попадала к нам из других территорий или не «каталась» в гаражах, – подчеркивает депутат. – И если, не дай Бог, с нами повторится ситуация трехлетней давности, то Иркутская область мгновенно превратится в одну из самых неблагополучных.  

Может ли качественная водка быть дешевой? Нет, – ответил Юрий Фалейчик:

– Мы ведь разбираемся в вопросах ценообразования – качественный продукт сорокарублевым быть не может. Кроме содержимого, в его стоимость закладывается цена этикетки, пробки, бутылки, бренда…

Полина Борисова

на правах рекламы