17.06.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
17.06.2009 12:00

Подарок от Федерации

Приангарье может получить кредит на строительство и реконструкцию дорог

Главной проблемой дорожной сети Иркутской области является систематическое недофинансирование. Эта мысль красной нитью проходила через выступления практически всех участников депутатских слушаний, состоявшихся на прошлой неделе по инициативе комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания. В областном бюджете–2009 объем финансирования дорожного хозяйства планируется сократить на 35%. На столько же уменьшается и сумма федеральной помощи. Спасти положение может

льготный кредит из госказны в 300 млн. рублей,

и у региона есть шанс его получить.

Рисунок Вячеслава Шилова

 

Финансовый корень дорожных проблем

Одну из вечных российских бед – дороги – можно обсуждать бесконечно. К этой теме власти Приангарья обращались уже не раз, в том числе на расширенном заседании областного правительства. Однако состояние автотрасс по-прежнему оставляет желать лучшего.

– Степень изношенности наших дорог близка к критической, и чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии, необходимо увеличить финансирование отрасли в разы, – подчеркнула, открывая заседание, председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Нина Чекотова.

Вместе с тем, на сегодняшний день ситуация выглядит с точностью до наоборот. Из-за существенного снижения доходной базы региональной казны расходы на развитие дорожного хозяйства, согласно поправкам в закон о бюджете (их предполагается рассмотреть сегодня на сессии ЗС), сокращаются более чем на 700 млн. – до 1,1 млрд. рублей. В итоге, по информации заместителя министра финансов области Евгения Солдатова, на содержание и строительство дорог будет предусмотрено 748 млн. рублей, на завершение моста через реку Ангару в Иркутске – 351 млн. рублей.

Среди регионов Сибирского федерального округа в части расходов по статье «Содержание автодорог» Приангарье занимает предпоследнее место, ниже только Омская область. По федеральным нормативам нам на эти цели ежегодно необходимо направлять не менее 3 млрд. рублей. Однако после секвестирования бюджета на 2009 год будет выделено лишь 652 млн. рублей, из которых 108 млн. пойдет на погашение кредиторской задолженности.

Усугубляет положение дел в отрасли и уменьшение финансовой поддержки из федерального бюд-

жета. По словам министра строительства, дорожного хозяйства области Руслана Болотова, субсидия из госказны уменьшена с 327 млн. до 196 млн. рублей. В связи с этим в 2009 году не удастся завершить строительство моста через реку Лену у села Пономарево (Жигаловский район) и реконструкцию дороги Усть-Кут – Уоян на участке «Звездный – Ния». В эксплуатацию будет введен только один из трех запланированных объектов – участок автодороги Залари – Жигалово. Реконструкцию нескольких дорожных участков, по сведениям директора ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Владимира Малых, придется законсервировать. Речь идет, в частности, о дорогах Тайшет – Чуна – Братск (в поселке Сосновка Чунского района), Усть-Ордынский – Оса (Эхирит-Булагатский район) и  Еланцы – Хужир (Ольхонский район).

Исправить финансовый дисбаланс может федеральный бюджетный кредит.

– Мы подготовили заявку и уже получили подтверждение в Росавтодоре, что область сможет взять кредит в 351 млн. рублей под 3% годовых на срок не менее трех лет. Для нас это практически подарок, – отметил Руслан Болотов. 

Использовать полученные средства, по мнению министра, необходимо следующим образом: 46 млн. рублей направить в помощь бюджетам поселений, а остальную сумму распределить между строящимися дорогами и мостами. В целом, считает Руслан Болотов, привлеченные ресурсы позволят загрузить мощности предприятий, строящих дороги на территории области. А расплатиться по кредиту можно будет за счет субсидии из госказны, которая после ввода моста через Ангару (на объект ежегодно затрачивается около 500 млн. рублей) начнет поступать, помимо областного центра, и в другие территории Приангарья. По данным регионального минфина, срок оплаты, возможно, будет перенесен на 2010 или 2011 год.

Налоговые бонусы для муниципалов

Проблемным Руслан Болотов назвал и процесс передачи автодорог общего пользования, находящихся в областной госсобственности и предназначенных для решения вопросов местного значения, на баланс муниципалитетов. Согласно требованиям Федерального закона N 131, процесс должен был завершиться до августа прошлого года. Однако технических возможностей для этого, по словам министра, не было и до сих пор нет. К примеру, должным образом оформлено только 15% дорог, предназначенных для передачи, а всего на такую работу требуется порядка 400 млн. рублей. Да и сами муниципалы не горят желанием взваливать на свои бюджеты дополнительные расходные обязательства, а без их согласия передача дорог невозможна.

В качестве решения проблемы министр предложил предусмотреть для муниципальных образований, принимающих в свое ведение дороги, определенные меры стимулирования, например, в виде дополнительных налоговых отчислений. Представители органов местного самоуправления, участвующие в депутатских слушаниях, изъявили желание «забрать» транспортный налог.

Новые контракты для Дорожной службы

Немало трудностей испытывает и ОАО «Дорожная служба Иркутской области». По информации генерального директора Александра Файзрахманова, задолженность предприятия по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды достигает 70 млн. рублей, долги перед поставщиками за 2008 год – около 170 млн. Кроме того, не хватает оборотных средств (порядка 200 млн. рублей), снизилась сумма по заключенным госконтрактам, образовалась задолженность

по выплате зарплаты за апрель (24 млн. рублей). По данным профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, сотрудники службы не получили деньги ни за май, ни за июнь. Хотя, как заверил Евгений Солдатов, каждый месяц на оплату труда и текущие расходы предприятия выделяется 30 млн. рублей.

Выжить в кризисных условиях Дорожная служба может только за счет выполнения дополнительных работ. Это позволит задействовать имеющуюся технику и высококвалифицированных специалистов. Сейчас прорабатывается вопрос о заключении контракта на сумму порядка 100 млн. рублей в рамках строительства обхода Тайшета.

Федеральные трассы не обделены вниманием

Более радужно, судя по выступлению начальника ФГУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск» Александра Суслова, выглядит ситуация с финансированием строительства и реконструкции федеральных автодорог – оно выросло на 63% и составляет почти 2 млрд. рублей. По словам специалиста, это объясняется увеличением числа объектов.

В полном объеме средства поступают на строительство обходов Иркутска и Тайшета. В перспективе, по словам Руслана Болотова, планируется «обойти» все крупные города Приангарья, и прежде всего Усолье-Сибирское и Тулун. Предложения по созданию объездных дорог уже поданы в Росавтодор для включения в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России»

на 2010–2015 годы. В этом году также продолжится работа по ликвидации гравийных разрывов на федеральных трассах, капремонту мостов. Помимо этого, разработано обоснование инвестиций в строительство участка дороги Шелехов – Слюдянка на М–55, Главгосэкспертизу проходит проект реконструкции моста через реку Оку.

По итогам слушаний был сформулирован проект рекомендаций. Среди них стоит отметить необходимость заключать долгосрочные госконтракты на содержание автодорог (посредством проведения открытых конкурсов). Правительству области предложено рассмотреть возможность увеличения бюджетных расходов на дорожное хозяйство, главам муниципалитетов – организовать работы по инвентаризации бесхозных дорог с последующим закреплением их в собственности. В течение десяти дней участники слушаний могут дополнить этот перечень собственными идеями.

 

Ноябрьский запуск под вопросом

Ввод в ноябре второго пускового комплекса моста через Ангару в Иркутске – под угрозой срыва. Об этом заявила председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Нина Чекотова на депутатских слушаниях. О факторах, сдерживающих темпы строительства и влияющих на сроки открытия двустороннего движения, рассказал директор ОГУ «Дирекция по строительству мостового перехода через Ангару в Иркутске» Павел Таюрский.

Первая проблема – систематическое недофинансирование из региональной казны. Вторая – несвоевременное и непланомерное поступление как областных, так и федеральных средств. На сегодняшний день, по информации Павла Таюрского, из госказны поступило 596 млн. рублей (переходящие средства 2008 года), которых хватит на июнь и частично июль, из регионального бюджета –

54 млн. рублей. Но так как деньги пришли поздно, аукцион на поставку оборудования для очистных сооружений левого берега удалось провести только 4 июня (федеральные ресурсы), а по областным средствам торги еще не прошли. Общая стоимость работ после оптимизации расходов – 1,069 млрд. рублей.

Стоит отметить, что в этом году также запланированы средства на приобретение 47 квартир по договорам долевого участия и на оплату выкупной стоимости 11 земельных участков (всего – 187 млн. рублей). В общей сложности предполагается расселить 50 домов в зоне сооружения мостового перехода.

Обращаясь к депутатам ЗС, Павел Таюрский попросил оказать содействие в выделении из федерального бюджета 224 млн. рублей в качестве кредита, не уменьшать сумму областных ассигнований на строительные работы, а также помочь в погашении кредиторской задолженности, превышающей 100 млн. рублей. По его словам, наличие «кредиторки» не позволит передать мост городу, а содержание объекта региональной казне будет обходиться в 45 млн. рублей в год.

Вместе с тем, отметил Павел Таюрский, задачу по вводу второго пускового комплекса моста в ноябре Дирекция с себя не снимает.

Напомним, строительство моста ведется с 1999 года, общая стоимость – около 9,2 млрд. рублей, на сегодняшний день освоено порядка 6,5 млрд. Первый пусковой комплекс был введен в 2007 году, второй планируется запустить в 2009-м, третий и четвертый, которые фактически представляют собой подходы к мосту, – в 2010-м и 2011-м.