19.06.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
19.06.2009 12:00

Пожар ничего не скроет

Установить очаг и причину возгорания, определить горючесть строительных материалов, провести проверку на нераспространение горения кабелей и проводов – вот далеко не полный перечень того, чем занимаются специалисты Иркутской испытательно-пожарной лаборатории. Недавно возможности экспертов возросли в значительной мере – в распоряжение сотрудников ИПЛ поступила передвижная установка на базе «Газели», которая позволяет проводить исследования непосредственно на месте пожара, то есть «по горячим следам».

Как определить причину возгорания, если от здания остается одно пепелище? При всей кажущейся невыполнимости задачи 15 специалистов Иркутской испытательно-пожарной лаборатории справляются с ней практически во всех случаях. Ежедневно они скрупулезно изучают собранный на месте происшествия материал. Для установления истины достаточно сотых долей микролитра нефтепродукта, нескольких миллиметров провода.

– Для исследований у нас есть высокочувствительная аппаратура, – рассказывает начальник сектора судебной экспертизы ИПЛ Алексей Корякин. – К примеру, установка «Панорама». Буквально за секунды с ее помощью мы можем выяснить, что за горюче-смазочное вещество было обнаружено на месте пожара. Кстати, она легко может

определить, какого качества бензин продается на той или иной заправке – просто мечта любого автолюбителя…

Не очень просторные помещения пожарной лаборатории буквально напичканы различными приборами. На установках «Радиан» с помощью рентген-исследования эксперты изучают медные электропроводники. Небольшого куска провода хватает для того, чтобы узнать, произошло короткое замыкание до или во время пожара. На аппарате  «Шлиф-2» (аналог «Радиана») Алексей Корякин на наших глазах провел экспертизу изъятой с места происшествия проводки. Так за две минуты  – с помощью микроскопа и компьютера – было установлено, что пожар вызвало именно замыкание.

Есть на вооружении специалистов и другие приборные комплексы. Например, спектрометры позволяют исследовать конструкции из бетона, металла, дерева – определять по обгоревшему материалу температуру нагрева в ходе пожара. Все это делается довольно быстро. Тем не менее сжатые сроки расследования зачастую вынуждают экспертов делать предварительные анализы уже на месте происшествия. Особенно это актуально для отдаленных территорий Иркутской области.

– С января у нас появилась передвижная мини-лаборатория, – продолжает Алексей Корякин. – Все необходимое оборудование установлено в автомобиле «Газель». Стоимость техники около двух миллионов рублей, но она этого стоит, ведь теперь мы можем оперативно предоставить следствию результаты экспертизы прямо на месте пожара.

В машине есть все необходимое для работы: электричество напряжением 220 вольт, тепловая пушка, даже умывальник. Всего за пять месяцев эксплуатации мини-лаборатория совершила уже более ста выездов. Кстати, подобные передвижные станции есть далеко не во всех регионах России.

Впрочем, сказать, что в ИПЛ занимаются преимущественно судебной экспертизой, нельзя. Львиная доля их работы – это испытания на определение горючести, воспламеняемости, огнезащитной эффективности различных строительных и иных материалов. Если какой-либо стройматериал, ткань, провод или шнур не выдержит проверку, на эксплуатацию всей партии ложится категорический запрет.

Немаловажным аспектом в работе ИПЛ является сотрудничество с различными промышленными предприятиями. Эксперты не раз помогали своими исследованиями снижать пожароопасность на производстве.

Игорь Ларин

 

В середине июня пожарные эксперты отметили 49-ю годовщину иркутской лаборатории – она была основана в числе десяти первых во всем Советском Союзе.